Свободное и творческое учение

Почему я рассказываю вам обо всех этих случаях из лич­ного опыта? Потому что думаю, что на основе сказанного вы и ваши ученики сможете изобрести свой способ создания кли­мата свободного и творческого учения в вашем классе. Вы — не я, ваши ученики не те, что были у меня, и я не должен устанавливать правила или же задавать образцы («Вот таким должен быть класс»), это не решит ваших проблем. Просто я считаю: учащиеся и учитель, открыто обсуждающие тот или иной вопрос, могут найти способы, благодаря которым все получат возможность полноценного человеческого существо­вания в классе. Изредка мне приходилось наблюдать мгно­венные и чудесные результаты подобных обсуждений, но го­раздо чаще я сталкивался с мучительной внутренней борьбой, нарастающей у учителя, у каждого учащегося и в группе в целом. И только в конце курса или даже некоторое время спу­стя они могли открыть для себя, как значима была эта по­пытка полноценного взаимодействия в классе. Вот несколько письменных высказываний учащихся средней школы после окончания курса психологии, в ходе которого практикова­лись свободные обсуждения. При этом не избегались даже такие наиболее острые вопросы, как секс и наркотики; уча­щимся были доступны фильмы, книги, аудиозаписи, изобра­зительные и многие другие средства и материалы. Фасилита­тором (а не преподавателем!) была д-р Элис Эллиот.

• Я думаю, что должно быть больше курсов, где учащиеся могли бы выговориться!!! На этих занятиях люди, кажется,

Глава 3. Может ли учитель в классе быть самим собой? 99


были более правдивыми, нежели на других, и, кажется, они осознавали чувства других людей.

• Курс помог мне стать более сознательным, более заинте­
ресованным человеком. Я чувствую себя более независимым и
в большей степени исследователем. Я хочу заниматься изыс­
каниями, больше узнавать.

• Эти занятия помогли мне понять в гораздо большей сте­
пени, чем раньше, что я индивидуален. Я не хочу, чтобы меня
сравнивали с другими людьми — только с самим собой.

• Изучение этого курса — самое большое событие, кото­
рое когда-либо происходило со мной в школе, потому что этот
предмет позволяет тебе осознать цель твоей жизни. Что ты
делаешь в этом мире и что ты хочешь сделать в этом мире?

• Эти занятия дали мне возможность осознать, что я не
единственный человек в мире, что у каждого так же много
проблем, как и у меня. Он помог мне полнее понять, почему
некоторые люди делают то, что они делают.

• С тех самых пор как я начал учиться в школе и начал
понимать, что я делаю, я мечтал, что однажды все изменится.
Я никогда не любил читать книги. Я учился в большей степе­
ни за счет понимания того, что нравится и не нравится дру­
гим людям.

• Последние два года я был задавакой. Я понял, кем был,
следовательно, я изменился. Я пытаюсь быть самим собой,
делать и говорить то, что чувствую, не бояться больше того,
что подумают люди.

Это сказано учениками, чья учительница — полноценный человек, внимательный к подрастающим людям, способный понять их мысли и чувства и дающий им об этом знать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: