Исполнение профессиональной роли препятствует учению, продолжающемуся всю жизнь. Собрания профессионалов, на которых люди стоят за кафедрой и зачитывают свои доклады перед высокообразованной аудиторией, всегда представлялись мне пустой тратой драгоценных ресурсов. Безусловно, я не единственный, кто придерживается этого мнения. Начиная с 1974 года, группа университетских сотрудников, проводивших исследования в школах, стала собираться, чтобы обсуждать важные проблемы, с которыми сталкивается профессиональный учитель. Не представлялось никаких бумаг. Исследователи садились в круг и обсуждали темы, предложенные несколькими членами группы. Эта группа стала известна под именем «Незримый колледж». Этот термин указывает на сосредоточенность группы на диалоге и обсуждении без всякой необходимости в субординации или бюрократии. Джери Брофи, известный профессор из университета штата Мичиган и один из основателей группы, является хранителем этой фантастической идеи и организатором этих ежегодных собраний. Прием в «Незримый колледж» основывается на интересе к темам, разрабатываемым его членами. Требуется уплачивать номинальный регистрационный взнос (10—15 долларов США). Двести членов «Незримого колледжа» собираются на двухдневные встречи перед общенациональным собранием Американской ассоциации педагогических исследований. Заседания, временами затягивающиеся до глубокой ночи, часто насыщены оживленными обсуждениями, полемикой, а порой они завершаются совместным пением. Ежегодные собрания, которым теперь пошел уже двадцатый год и в которых теперь принимают участие аспиранты, предоставляют университетским сотрудникам реальную возможность учиться друг у друга в неформальной обстановке. Нахождение возможностей учиться на протяжении всей жизни — задача более трудная, нежели кажется на первый взгляд.
|
|