РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КРАСНОДАРСКИЙ ФИЛИАЛ
(Краснодарский филиал ГОУ ВПО «РГТЭУ»)
Кафедра менеджмента и мировой экономики
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Методическое пособие по выполнению контрольных работ
для студентов заочной формы обучения
специальности
080507 Менеджмент организации
Краснодар 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 3
2 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 4
3 ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ.. 5
4 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.. 11
5 ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 24
6 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 25
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 26
1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Цель выполнения контрольной работы - закрепление теоретических знаний и умение применять их для решения конкретных практических заданий.
Порядок самостоятельной работы студента над теоретическими вопросами и практическими заданиями:
- Выполнению контрольной работы должно предшествовать самостоятельное изучение студентом литературы и других источников информации, обозначенных в рекомендованном списке. По ходу их изучения делаются выписки цитат, составляются иллюстрации и таблицы.
- Ответы на теоретические вопросы должны отражать необходимую и достаточную компетенцию студента, содержать краткие и четкие формулировки, убедительную аргументацию, доказательность и обоснованность выводов, быть логически выстроены.
- Решения практических заданий должны сопровождаться краткими, но исчерпывающими пояснениями (аргументами).
- Контрольная работа должна быть представлена в деканат факультета не позднее, чем за 20 дней до начала экзаменационной сессии. Контрольная работа, содержание и оформление которой не соответствует указанным требованиям, к рецензированию не принимаются или возвращаются на доработку. В случае, если контрольная работа выполнена не по своему варианту, она не зачитывается и возвращается студенту для ее выполнения в соответствии с вариантом, указанным в таблице.
До начала сессии студент получает проверенную преподавателем контрольную работу с исправлениями в тексте и замечаниями на полях и рекомендациями по исправлению ошибок. На основе проверки выставляется оценка «зачтено» или «незачтено». Оценка «зачтено» является допуском к экзамену по соответствующей учебной дисциплине. Работа с оценкой «незачтено» должна быть доработана и представлена на проверку повторно.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Требования к содержанию контрольной работы:
- творческий, самостоятельный подход к изложению материала, умение выразить свое мнение по исследуемому вопросу;
- недопустимость механического переписывания материала учебника или лекций;
- подтверждение теоретических выводов практическим или статистическим материалом;
- цитирование первоисточников с ссылками на источник;
- наличие иллюстраций и таблиц.
Требования к оформлению контрольной работы:
- объем работы 20-24 страницы рукописного текста (ученическая тетрадь) или 10-15 страниц машинописного текста стандартного формата А4 через полтора интервала, шрифт Times New Roman, кегль 14; на страницах работы необходимо оставлять поля для замечаний преподавателя-рецензента, размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 20 мм;
- страницы работы нумеруются, титульный лист (приложение) является первой страницей контрольной работы (номер страницы на титульном листе не проставляется); на 2-ой странице дается план (содержание) работы; далее следуют наименования теоретических вопросов или практических заданий и ответы на них; все иллюстрации и таблицы должны быть пронумерованы, каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной надписью, таблицы с заголовками должны быть помешены в тексте после абзацев, содержащих ссылки на них;
- тексты цитат заключаются в кавычки и сопровождаются сноской (ссылкой), включающей номер источника, указанный в списке используемой литературы, и страницу;
- в конце контрольной работы приводится список использованной литературы и иных источников информации в алфавитном порядке в соответствии с правилами библиографического описания;
- рукописный текст должен быть написан разборчивым почерком, без помарок: небрежность в изложении и оформлении не допускается.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Вариант 1
1. Стратегические проблемы развития организации и особенности их выявления.
2. Типовые стратегии и адекватные им рыночные условия (ситуации): прямая интеграция, горизонтальная интеграция, развитие рынка.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [2]; [3]; [4]; [9]; [10]; [13].
Вариант 2
1. Специфические стратегические проблемы отрасли торговли.
2. Типовые стратегии и адекватные им рыночные условия (ситуации): обратная интеграция, захват рынка, концентрическая диверсификация.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [5]; [6]; [7]; [8]; [11]; [12].
Вариант 3
1. Понятие стратегического менеджмента, основы стратегического управления.
2. Типовые стратегии и адекватные им рыночные условия (ситуации): развитие продукта, конгломеративная диверсификация, отторжение.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [3]; [4]; [6]; [8]; [9]; [12]; [13].
Вариант 4
1. Предпосылки возникновения стратегического менеджмента, исходные понятия.
2. Типовые стратегии и адекватные им рыночные условия (ситуации): горизонтальная диверсификация, совместное предприятие, сокращение, ликвидация.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [2]; [3]; [4]; [7]; [8]; [9]; [10].
Вариант 5
1. Стратегический аспект в управлении организацией
2. Типовые модели выбора бизнес-стратегий организации: модель Бостонской Консалтинговой Группы (BCG).
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [5]; [6]; [12]; [13].
Вариант 6
1. Сравнительные характеристики стратегического управления и оперативного управления.
2. Типовые модели выбора бизнес-стратегий организации. Характеристика модели GE/McKinsey.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [5]; [7]; [8]; [11]; [13].
Вариант 7
1. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: взаимосвязь с приростным и предпринимательским типами поведения организации
2. Разработка стратегий функциональных подсистем организации: стратегия управления персоналом. Основные стратегические позиции (виды решений) стратегии управления персоналом.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [2]; [3]; [5]; [7]; [8]; [9]; [13].
Вариант 8
1. Развитие системы менеджмента: «долгосрочное планирование – стратегическое планирование – стратегический менеджмент». Отличительные особенности типов управления, факторы, определившие развитие.
2. Разработка стратегий функциональных подсистем организации: финансовая стратегия. Основные стратегические позиции (виды решений) финансовой стратегии.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [2]; [3]; [4]; [6]; [8]; [9]; [10].
Вариант 9
1. Модель процесса стратегического управления организацией. Элементы модели. Особенности процесса стратегического управления.
2. Понятие технической и технологической политики предприятия.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [3]; [4]; [7]; [8]; [10].
Вариант 10
1. Понятие стратегического маркетинга. Функции стратегического маркетинга.
2. Производственная стратегия. Основные стратегические позиции производственной стратегии.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [4]; [5]; [6]; [7]; [9]; [13].
Вариант 11
1. Понятие продуктово-маркетинговой стратегии, ключевые элементы продуктово-маркетинговой стратегии.
2. Понятие, цели и формы внешнеэкономической деятельности предприятия.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [4]; [5]; [6]; [9]; [10].
Вариант 12
1. Продуктовый аспект развития организации. Основные этапы развития организации по продукту.
2. Стратегические решения во внешнеэкономической деятельности. Эффективность внешнеэкономической деятельности.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [3]; [4]; [5]; [6]; [9]; [10]; [13].
Вариант 13
1. Продуктовый профиль организации, методы анализа при его определении: SWOT-анализ по продукту.
2. Стратегии выбора целевого рынка для внешнеэкономической деятельности (стратегия «муравья», стратегия «стрекозы»).
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [2]; [3]; [4]; [5]; [6]; [9]; [10].
Вариант 14
1. Продуктовый профиль организации, методы анализа при его определении: анализ ЖЦП.
2. Стратегии проникновения на внешние рынки: стратегии завоевания или расширения зарубежных рынков.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [4]; [5]; [6]; [7]; [8]; [9]; [10]; [13].
Вариант 15
1. Продуктовый профиль организации, методы анализа при его определении: snw-анализ по продукту.
2. Стратегии проникновения на внешние рынки: стратегии сохранения зарубежных рынков.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [4]; [5]; [6]; [9]; [10]; [13].
Вариант 16
1. Базовые конкурентные стратегии как инструмент разработки продуктово-маркетинговой стратегии.
2. Стратегии проникновения на внешние рынки: стратегии лидерства.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7]; [8]; [9]; [10]; [13].
Вариант 17
1. Вторичный уровень продуктово-маркетинговой стратегии, ключевые позиции продуктово-маркетинговой стратегии/программы.
2. Стратегии проникновения на внешние рынки: вынужденные стратегии.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [3]; [4]; [5]; [6]; [9]; [10]; [11]; [13].
Вариант 18
1. Внешняя среда организации: элементы, структура.
2. Стратегия и организационная структура. Этапы процесса изменения организационной структуры.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [4]; [5]; [7]; [8]; [9]; [10]; [11]; [13].
Вариант 19
1. Анализ внешней среды организации: swot-анализ.
2. Стратегические изменения как внутреннее содержание стратегии. Основные области стратегических изменений.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [2]; [3]; [4]; [6]; [7]; [8]; [9];.
Вариант 20
1. Анализ внешней среды организации: PEST-анализ, многофакторный системный анализ.
2. Стратегический потенциал организации.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [4]; [5]; [6]; [7]; [9]; [10].
Вариант 21
1. Внутренняя среда организации: элементы, структура.
2. Конкуренция и конкурентная среда торговой организации.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [4]; [5]; [9]; [10]; [11]; [13].
Вариант 22
1. Анализ внутренней среды организации: значение, SNW-подход к анализу внутренних ресурсов.
2. Конкурентные преимущества торговой организации: понятие, виды, источники.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [4]; [6]; [7]; [9]; [10]; [13].
Вариант 23
1. Сценарное планирование как этап стратегического анализа.
2. Конкурентоспособность организации. Составляющие конкурентоспособности продукта.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [3]; [6]; [7]; [8]; [9]; [10]; [11].
Вариант 24
1. Миссия организации: понятие, ключевые составляющие.
2. Конкурентная позиция организации.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [2]; [3]; [4]; [5]; [6]; [9]; [10]; [13].
Вариант 25
1. Стратегические цели организации, стратегические целевые приоритеты.
2. Система управления иее элементы как объект стратегического управления.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [2]; [3]; [4]; [6]; [9].
Вариант 26
1. Методологические подходы к формированию стратегии предприятия.
2. Проектирование систем управления. Этапы процесса проектирования.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [4]; [5]; [6]; [9]; [13].
Вариант 27
1. Стратегия организации как система бизнес-стратегий. Алгоритм (последовательность) разработки стратегии как системы стратегий отдельных бизнесов организации.
2. Схема перехода от целей организации к ее структуре.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [2]; [3]; [4]; [6]; [7]; [8]; [9]; [13].
Вариант 28
1. Внешняя среда организации: элементы, структура.
2. Модель процесса стратегического управления организацией. Элементы модели. Особенности процесса стратегического управления.
3. Практическое задание.
Рекомендуемая литература: [1]; [2]; [3]; [5]; [6]; [9]; [10]; [13].