На основе полученных знаний по курсу «Стратегический менеджмент» и эмпирических данных, определите основные стратегические целевые направления развития одной из реально действующих организаций, в т.ч., являющейся основным местом вашей работы.
В качестве организации, деятельность которой подлежит анализу, может быть выбрано предприятие торговли и сферы услуг, промышленности, по производству потребительских товаров, некоммерческие организации.
Стратегические целевые приоритеты (направления) развития должны быть определены на основе стратегического анализа внешней и внутренней среды анализируемой организации (предприятия) с использованием методик PEST–анализа, SWOT–анализа и SNW–анализа, а также миссии организации. Формулировка миссии организации должна наличествовать в обязательном порядке.
Все формулировки, характеристики и описания должны отражать представления и мнение автора работы, однако, быть обоснованы при помощи имеющегося исследовательского инструментария (приемов, методик, техник анализа, представленных в лекционных материалах и специальной литературе) и описаны с помощью соответствующего понятийного и категориального аппарата (с использованием специальных понятий и категорий научной дисциплины «Стратегический менеджмент»).
|
|
Этапы выполнения практического задания: 1) определение (формулировка) миссии исследуемой организации; 2) анализ внешней и внутренней среды организации; 3) определение стратегических целевых приоритетов (направлений) развития организации.
1 Определение миссии
Миссия – это главнаяцель организации, которая может быть сформулирована в относительно общем виде, но при этом обязана достаточно четко выражать основную причину существования именно данной организации.
Определение миссии должно включать следующие моменты:
провозглашение ценностей и убеждений;
продукты, которые организация будет производить, или потребности, которые она собирается удовлетворять;
рынок, на котором организация позиционируется;
способы выхода на свой рынок;
ключевые технологии, которые будут использоваться;
стратегические принципы развития и/или финансирования.
При формулировке миссии организации возможно использование шаблона.
Миссия ___________________________________________________________ (наименование организации) заключается в обеспечении экономического роста и решении ___________________________________________________________________ (формулировка конкретных социальных и/или экономических проблем) посредством производства и реализации ______________________________________________________________ (наименование основных продуктов) удовлетворяющих требованиям ___________________________________________________________________ (стандарты, качество, конкурентоспособость) Это должно позволить акционерам и/или партнерам _______________________________________________________________ (наименование организации) получить оптимальную прибыль, а ее персоналу – достойное и справедливое вознаграждение. |
При определении и постановке миссии организации также следует ознакомиться с формулировками миссий ведущих мировых и национальных компаний.
|
|
Примеры миссий зарубежных и российских компаний и организаций:
1 Eastman Kodak: «Стать мировым лидером в химическом и электронном изображении».
2 Apple Computer: «Предлагать наилучшие технологии для персональных компьютеров и передавать их как можно большему числу людей».
3 Delta Airlines: «Мы хотим стать избранной всемирной авиалинией».
4 Ericsson: «Понять возможности и потребности пользователей и предоставить им коммуникационные решения лучше, чем у конкурентов».
5 BMW: «Приобщение большего количества людей к великолепным автомобилям BMW, высокий уровень обслуживания клиентов, постоянное совершенствование в профессиональной области».
6 Otis Elevator: «Предоставить всем клиентам средства перемещения людей и грузов вверх, вниз и в стороны на ограниченное расстояние с надежностью, какую не может обеспечить ни одна другая компания».
7 Американский Красный Крест: «Улучшать качество человеческой жизни; развивать в людях уверенность в своих силах и воспитывать ответственность; мы учим людей избегать несчастных случаев и одновременно быть к ним готовыми, уметь оказывать первую помощь».
8 Газпром: «Максимально эффективное и сбалансированное газоснабжение потребителей Российской Федерации, выполнение с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа».
9 М.видео: «Построение в России эффективного бизнеса – сети магазинов бытовой электроники, способного: сделать доступными для потребителей качественные товары бытовой электроники, обеспечив при этом сервис высокого уровня; предоставить возможности карьерного роста для сотрудников компании; создать условия для увеличения стоимости компании».
10 ЮТК: «Обеспечить Южные регионы России всеми видами телекоммуникационных услуг высокого качества с развитым сервисом, повышая тем самым уровень жизни коллектива и общества».
11 МТС: «Мы видим свою миссию в том, чтобы построить устойчивый мир мобильной связи, объединяющий людей, обогащающий их жизнь и раскрывающий их потенциал на работе и дома. Мы уверены, что достигнем целей, стоящих перед компанией, благодаря знанию потребностей наших клиентов, работе высококвалифицированных специалистов, постоянному введению новых технологий и системному подходу к развитию компании».
12 ВымпелКом (Билайн): «Помогать людям получать радость от общения и чувствовать себя во времени и пространстве. Мы стремимся стать ведущей в России компанией, предоставляющей услуги мобильной связи и иных видов телекоммуникаций».
13 Сбербанк: «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты. Мы строим одну из лучших в мире финансовых компаний, успех которой основан на профессионализме и ощущении гармонии и счастья ее сотрудников».
14 Лукойл: «Мы созданы, чтобы энергию природных ресурсов обратить во благо человека».
15 АвтоВАЗ: «Мы создаём для наших клиентов качественные автомобили по доступным ценам, принося стабильную прибыль нашим акционерам, улучшая благосостояние наших сотрудников и повышая ценность нашего бизнеса во благо Отечества».
16 Скайлинк: «Мы расширяем возможности мобильной связи, превращая мобильный телефон в многофункциональное устройство, объединяющее качественную передачу голоса и высокоскоростную передачу данных».
|
|
Использование примеров миссий реально существующих компаний, а также применение шаблона позволяет сформулировать свою уникальную трактовку миссии организации. Однако следует помнить, что удачная формулировка миссии – это краткое, ясное и четкое определение основных направлений деятельности организации.
2 Анализ внешней и внутренней среды организации с использованием методик PEST–анализа, SWOT–анализа и SNW–анализа.
PEST–анализ – это инструмент стратегического анализа, посредством которого исследуются политический, экономический, социокультурный и технологический аспекты внешней среды организации.
PEST – это аббревиатура английских слов: P – Policy (политика), E – Economy (экономика), S – Society (общество, социум), T – Technology (технология).
Методика PEST–анализа сводится к последовательному заполнению полей четырехпольной матрицы. В каждом из полей матрицы приводятся соответствующие факторы, отражающие состояние политической, экономической, социокультурной и технологической составляющих внешней среды организации.
В качестве примера анализа факторов внешней среды по методике PEST–анализа можно использовать следующую матрицу.
Таблица 1 – PEST–анализ тенденций, имеющих существенное значение для стратегии организации
Политика | P | Экономика | E | ||
Выборы Президента РФ | Общая экономическая ситуация (подъём, стабилизация, спад) | ||||
Выборы Государственной Думы РФ | Инфляция | ||||
Изменение законодательства РФ | Динамика курса рубля к доллару США | ||||
Отношение нашей организации с правительством и федеральной властью в целом | Динамика ставки рефинансирования ЦБ РФ | ||||
Государственное влияние в отрасли, включая долю госсобственности | Экспортно-импортная политика по продукту нашей организации | ||||
Государственное регулирование конкуренции в отрасли | Основные внешние издержки нашей организации, в т.ч. | ||||
… | 6.1. | Затраты на энергоносители | |||
… | … | ||||
n1 | m1 | ||||
n+1 | Сценарий №1: политика | m+1 | Сценарий №1: экономика | ||
n+2 | Сценарий №2: политика | m+2 | Сценарий №2: экономика | ||
Социум | S | Технология | T | ||
Изменения в базовых ценностях | Государственная технологическая политика | ||||
Изменения в уровне и стиле жизни | Значимые тенденции в области НИОКР | ||||
Экологический фактор | Новые патенты | ||||
Отношение к работе и отдыху | Оценка скорости изменения и адаптации новых технологий | ||||
Отношение к образованию | Новые продукты | ||||
Демографические изменения | Технологические изменения, имеющие существенное значение для продукта организации | ||||
Изменение структуры доходов | … | ||||
… | … | ||||
p1 | k1 | ||||
p+1 | Сценарий №1: социум | k+1 | Сценарий №1: технология | ||
p+2 | Сценарий №2: социум | k+2 | Сценарий №2: технология | ||
PEST–анализ позволяет оценить элементы дальней внешней среды организации и спрогнозировать сценарии развития окружения организации.
|
|
SWOT–анализ – это инструмент стратегического анализа внешней и внутренней среды организации.
SWOT – это аббревиатура английских слов, которые означают: S – Strength (сильная позиция, сторона), W – Weakness (слабая позиция, сторона), O – Opportunites (возможности внешней среды), T – Threats (угрозы внешней среды).
При этом «Возможности» – это положительные тенденции и явления во внешней среде, использование которых приводит к развитию организации; «Угрозы» – это отрицательные тенденции, которые при отсутствии реакции на них могут привести к неблагоприятной ситуации; «Сила» – это преимущества организации в сравнении с ее конкурентами, что представляет ей дополнительные возможности для развития (опыт, организационные ресурсы, наличие надежных партнеров и пр.); «Слабость» – это недостаток или отсутствие значимого для развития организации ее внутреннего компонента.
Методика проведения SWOT–анализа сводится к правильному заполнению матрицы SWOT. Анализ проводится в два этапа: на первом этапе сначала заполняется поле «Возможности», а затем – «Угрозы», на втором этапе сначала заполняется поле «Сильные стороны», а затем – «Слабые стороны».
В качестве примера приведены результаты первичного SWOT–анализа компании «Аэрофлот».
Таблица 2 – SWOT–анализ кампании «Аэрофлот»
Возможности | O | Сильные стороны | S | ||
Регионы Росси, где господствуют местные авиаперевозчики | Географическое положение | ||||
Увеличение потребности в авиаперевозках в мире | Разветвлённая инфраструктура | ||||
Угрозы | T | Слабые стороны | W | ||
Низкая покупательская способность у населения России | Отсутствие единой информационной системы | ||||
Рост цен на традиционных курортах | Старый авиапарк | ||||
Конкуренция со стороны западных авиаперевозчиков | Необходимость ликвидации рабочих мест в связи с переходом на новый авиапарк | ||||
Неэффективная эксплуатация некоторых линий | |||||
SWOT–анализ позволяет сопоставить результаты анализа элементов внешней среды организации и ее внутренних возможностей с целью выбора наиболее оптимальных путей развития.
SNW–анализ – это инструмент стратегического анализа внутренней среды организации.
SNW – это аббревиатура английских слов, которые означают: S – Strength (сильная позиция, сторона), N – Neutral (нейтральная позиция), W – Weakness (слабая позиция, сторона организации).
В качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное значение анализируемого параметра организации.
Стратегический SNW–анализ внутренней среды может быть проведён по следующим стратегическим позициям организации.
Таблица 3 – Стратегический SNW–анализ внутренней среды организации
Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиций | ||
S сильная | N нейтраль-ная | W слабая | |
А | |||
1 Стратегия организации | |||
2 Бизнес-стратегии (в целом), в том числе: | |||
Бизнес № 1 | |||
Бизнес № 2 | |||
… | |||
Бизнес №m | |||
3 Оргструктура | |||
4 Финансы как общее финансовое положение, в том числе: | |||
4.1 Финансы как состояние текущего баланса | |||
4.2 Финансы как уровень бухучета | |||
4.3 Финансы как финструктура | |||
4.4 Финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты, размещение ценных бумаг и т.д.) | |||
4.5 Финансы как уровень финансового менеджмента | |||
5 Продукт как конкурентоспособность (в целом), в том числе: | |||
Продукт № 1 | |||
Продукт № 2 | |||
Продукт № t | |||
6 Структура затрат (уровень себестоимости) по бизнесу (в целом), в том числе: | |||
Бизнес № 1 | |||
Бизнес № 2 | |||
Бизнес № m | |||
7 Дистрибуция как система реализации продукта (в целом), в том числе: | |||
7.1 как материальная структура | |||
7.2 как умение торговать | |||
8 Информационная технология | |||
9 Инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов | |||
10 Способность к лидерству в целом (как синтез субъективных и объективных факторов), в том числе: | |||
10.1 Способность к лидерству 1-го лица организации | |||
10.2 Способность к лидерству всего персонала | |||
10.3 Способность к лидерству как совокупность объективных факторов | |||
11 Уровень производства (в целом), в том числе: | |||
11.1 Качество материальной базы | |||
11.2 Как качество инженеров (ключевых производственных специалистов) | |||
11.3 Как качество рабочих (основное производство) | |||
12 Уровень маркетинга | |||
13 Уровень менеджмента (т.е. качество и способность обеспечить рыночный успех всей системой менеджмента в целом) | |||
14 Качество торговой марки | |||
15 Качество персонала (в целом) | |||
16 Репутация на рынке | |||
17 Репутация как работодателя | |||
18 Отношения с органами власти (в целом), в том числе: | |||
18.1 С федеральным правительством | |||
18.2 С правительством субъекта федерации | |||
18.3 С органами местного самоуправления | |||
18.4 С системой налогового контроля | |||
18.k | |||
19 Отношения с профсоюзами (в целом), в том числе | |||
19.1 с корпоративным | |||
19.2 с отраслевым | |||
20 Отношения со смежниками (качество ключевых звеньев кооперационной сети организации) | |||
21 Инновации как исследования и разработки | |||
22 Послепродажное обслуживание | |||
23 Степень вертикальной интегрированности | |||
24 Корпоративная культура | |||
25 Стратегические альянсы | |||
26 Дополнительные стратегические позиции (с учетом специфики организации) | |||
27 …. |
В качестве стратегических позиций SNW–анализ могут выступать и другие характеристики и параметры организации, зависящие от ее специфики и индивидуальных особенностей.
3 Определение стратегических целевых приоритетов (направлений) развития организации.
На основе сформулированной миссии организации, анализа внешней и внутренней среды организации при помощи методик PEST–, SWOT– и SNW–анализа возможно определение стратегических целевых приоритетов (направлений) развития организации. Одним из вариантов определения стратегического направления развития организации является выбор базовой конкурентной стратегии либо типовой бизнес-стратегии организации. В данном случае выбранная базовая конкурентная стратегия или типовая бизнес-стратегия организации будет выступать в роли наиболее адекватного внешним условиям (окружению), миссии и внутренним возможностям организации вектора перспективного развития. Если объектом исследования является диверсифицированная компания, то для определения перспективных направлений развития ее отдельных бизнесов рекомендуется воспользоваться моделью BCG.
В основе выбора базовой конкурентной стратегии лежит определение вида конкурентного преимущества организации и ее целевой рыночной ориентации. В ситуации с базовыми конкурентными стратегиями различают два вида конкурентных преимуществ: первый – это лидерство по издержкам, а второй – дифференциация. Рыночные сферы для базовых конкурентных стратегий бывают также двух видов: первый – все рыночные ниши, на которых реализуется данный продукт, или глобальный рынок; второй – фокусирование, т.е. концентрация на тех или иных специализированных сегментах рынка без стремления охватить весь рынок. В результате соединения каждого из двух видов конкурентных преимуществ с каждым из двух видов рыночной сферы получаем четыре базовые конкурентные стратегии: 1) CL – Cost Leadership strategy – стратегия лидерства по издержкам; 2) D – Differentiation strategy – стратегия дифференциации; 3) FCL – Focus Cost Leadership strategy – стратегия фокусированного лидерства по издержкам; 4) FD – Focus Differentiation strategy – стратегия фокусированной дифференциации.
Таблица 4 – Базовые конкурентные стратегии
Уникальность товара с точки зрения потребителя | Низкие издержки | ||
Стратегическая цель | D – Differentiation strategy – стратегия дифференциации | CL – Cost Leadership strategy – стратегия лидерства по издержкам | Весь сектор (рынок) |
FD – Focus Differentiation strategy – стратегия фокусированной дифференциации | FCL – Focus Cost Leadership strategy – стратегия фокусированного лидерства по издержкам | Конкретный сегмент | |
Конкурентное преимущество |
При практическом применении базовых конкурентных стратегий необходимо строго придерживаться следующего главного правила: из четырех базовых конкурентных стратегий на конкретном сегменте рынка данного конкретного продукта в данный период времени может применяться только одна.
Стратегия лидерства по издержкам ориентирует организацию на получение дополнительной прибыли за счет экономии на затратах (но не в ущерб качеству) при значительных продажах продукта на всем рынке или сегменте, в том числе по сниженным ценам. Однако без достаточного преимущества по издержкам снижать их нельзя. Низкие цены позволяют завоевать большую долю рынка и диктовать условия и поставщикам, а невысокая себестоимость продукции, являющаяся в данном случае главным конкурентным преимуществом фирмы, служит защитой от ценовой войны (в том числе с помощью товаров-заменителей) и гарантией более высокой прибыли по сравнению с отраслевой.
Стратегия дифференциации ориентируется на формирование конкурентных преимуществ на основе уникальности, максимального разнообразия и высокого качества продукции, превосходящей конкурентную; высокие, но разумные цены; известность товарной марки. Применение стратегии дифференциации является следствием усиления разнообразия потребительских запросов. Уникальные модификации товаров (в том числе и традиционных), удовлетворяющие новые потребности и обнаруживающие новые сферы использования, дают возможность организации выделить эти продукты из массы других, привлечь покупателей, обеспечивать им дополнительные удобства, статус, имидж, снизить издержки потребления. Это и позволяет устанавливать высокую цену. Но для потребителей, готовых платить за уникальность, высокое качество, сервис и пр., цена не играет основной роли при принятии решения о приобретении товара.
Стратегия фокусирования, или узкой специализации, предполагает выбор организацией целевого сегмента (часть ассортимента товаров или услуг с ограниченным, четко очерченным кругом потребителей) и концентрацию на нем своей деятельности. За счет сужения ее сферы и комплексного обслуживания клиентов организация, реализуя стратегию лидерства по издержкам или дифференциации, может достичь безусловных конкурентных преимуществ и получать прибыль выше среднеотраслевой. Такая стратегия присуща небольшим предприятиям, у которых рост ограничивается недостатком ресурсов.
Наряду с базовыми конкурентными стратегиями возможно выделение типовых (эталонных) стратегий организации.
К числу типовых (эталонных) стратегий относятся:
1 Прямая интеграция – приобретение в собственность или установление полного контроля над дистрибьюторской сетью.
2 Обратная интеграция – стремление получить поставщиков сырья в собственность или под полный контроль.
3 Горизонтальная интеграция – стремление получить своих конкурентов в собственность или под полный контроль.
4 Захват рынка – стремление увеличить долю своего продукта на традиционных рынках.
5 Развитие рынка – выведение своего продукта на рынок в новых географических районах.
6 Развитие продукта – стремление увеличить объем реализации через улучшение или модификацию своего продукта.
7 Концентрическая диверсификация – создание новых производств, совпадающих с профилем организации.
8 Конгломеративная диверсификация – освоение выпуска новых продуктов, не совпадающих с традиционным профилем организации.
9 Горизонтальная диверсификация – освоение выпуска новых непрофильных продуктов, но для традиционных потребителей.
10 Совместное предприятие – объединение с другой компанией для проведения работ над специальным проектом.
11 Сокращение – реструктуризация с целью сокращения издержек для остановки процесса падения объема реализации.
12 Отторжение – продажа отделения или части организации.
13 Ликвидация – продажа всех активов организации.
Для диверсифицированной компании определение стратегических приоритетов развития возможно при помощи модели BCG.
Модель BCG (модель Бостонской Консалтинговой Группы) или матрица «Доля рынка – темп роста» представляет собой особое отображение позиции конкретного бизнеса организации в стратегическом пространстве, которое задается двумя координатными осями. Горизонтальная ось – это измерение относительной доли конкретного бизнеса коммерческой организации по данному конкретному продукту на конкретном рынке данного продукта. Вертикальная ось – измерение темпов прироста рынка соответствующего продукта (рисунок 1).
Высокая | Низкая | ||
Высокий | Звезды | Трудные дети | Рост рынка (спроса) |
Низкий | Дойные коровы | Собаки | |
Доля рынка (относительно доли главного конкурента) |
Рисунок 1 – Матрица BCG
В зависимости от параметров роста рынка и доли рынка бизнесы организации можно распределить по четырем позициям (полям) матрицы BCG. Бизнес, для которого характерен высокий рост рынка (спроса) и высокая доля на рынке имеет условное название «Звезда». Бизнес, характеризующийся низким ростом рынка и высокой долей на рынке называется «Дойная корова». Если для бизнеса характерен высокий темп роста рынка и низкая доля рынка, то это «Трудный ребенок». Бизнес организации с низким ростом рынка и низкой долей соответствующего рынка именуется «Собака».
В рамках Модели BCG возможен следующий типовой набор стратегических решений по конкретным бизнесам в зависимости от их попадания в тот или иной квадрант матрицы:
1 «Звезды» надо оберегать и усиливать, т.е. долю соответствующего бизнеса на данном рынке в заданной стратегической перспективе следует сохранять или увеличивать.
2 «Дойных коров» необходимо беречь, жестко контролировать и, конечно, «доить», т.е. по таким бизнесам на стратегическую перспективу следует установить оптимальные инвестиции и жестко их контролировать, а относительный избыток денежной наличности от таких бизнесов направлять на развитие других бизнесов.
3 «Трудных детей» надо изучать специально, т.е. по подобным бизнесам в стратегической перспективе возможно или какой-то бизнес попытаться перевести в «Звезды» посредством целевых инвестиций, или уже имеющуюся долю рынка сохранить, или данный конкретный бизнес постараться сократить.
4 От «Собак» следует избавляться, т.е. соответствующие бизнесы в стратегическом периоде или ликвидируются, или сокращаются (если нет каких-то других особых причин для их сохранения).
На рисунке 1 сплошная линия отображает приоритетные направления инвестиций от «Дойных коров»; а пунктирная линия – желательную для организации эволюцию «Трудных детей» и «Звезд».
Модель BCG прежде всего помогает решать два типовых стратегических вопроса:
достижение какой рыночной позиции надо формулировать как цель для данного конкретного бизнеса в заданной стратегической перспективе;
в какие конкретные бизнесы в данный стратегический период надо направить инвестиции, которые сформированы, в том числе и за счет доходов от других бизнесов.
Правильно позиционировав бизнесы, организации возможно определить основные направления развития организации в целом.
Таким образом, на основе стратегического анализа внешней и внутренней среды анализируемой организации (предприятия) с использованием методик PEST–анализа, SWOT–анализа и SNW–анализа, а также миссии, возможно определить стратегические целевые приоритеты (направления) развития организации. В качестве стратегического целевого приоритета (направления) развития будет выступать выбранная базовая конкурентная стратегия или типовая бизнес-стратегия организации, а для диверсифицированной компании – стратегии ее отдельных бизнесов.
ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Выбор варианта контрольной работы осуществляется по специальной таблице по первой букве фамилии студента:
Первая буква фамилии | Вариант контрольной работы | Первая буква фамилии | Вариант контрольной работы |
А | П | ||
Б | Р | ||
В | С | ||
Г | Т | ||
Д | У | ||
Е | б | Ф | |
Ж | X | ||
Ц | |||
И | Ч | ||
К | Ш | ||
Л | Щ | ||
М | Э | ||
Н | Ю | ||
О | Я |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 396 с.
2 Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Магистр, 2008. – 526 с.
3 Стратегический менеджмент / Под ред. А.М. Петрова. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
4 Веснин В.Р. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Проспект, ТК Велби, 2006. – 328 с.
5 Муромцев С.В. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – Краснодар: ГУП «Печатный двор Кубани», 2004. – 89 с.
6 Панкрухин А.П., Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2004. – 472 с.
7 Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, ТК Велби, 2007. – 432 с.
8 Пакрухин А.П., Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2008. – 464 с.
9 Парахина В.Н., Панасенко С.В., Максименко Л.С. Стратегический менеджмент. – М.: КноРус, 2008. – 495 с.
10 Попов С.А. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285 с.
11 Томпсон А.А, Стрикленд А.Д. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. – М.: Вильямс, 2009. – 928 с.
12 Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. – М.: Дело, 2008. – 448 с.
13 Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2009. – 506 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
(обязательное)