Управление облигационным займом

Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим за­конодательством прибегать предприятия, созданные в форме акцио­нерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные обще­ства могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Как кредитный инструмент облигационный займ имеет опреде­ленные преимущества и недостатки.

Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска об­лигаций имеет следующие основные преимущества:

а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управле­нием предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

б) облигации могут быть выпущены при относительно невысо­ких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со став­ками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют при­оритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства пред­приятия;

в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвес­торов.

Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:

а) облигации не могут быть выпущены для формирования устав­ного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или ком­мерческий кредит могут быть использованы для преодоления нега­тивных последствий финансовой деятельности предприятия);

б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предпри­ятие должно подготовить специальный документ, называемый инден-турой, в котором излагаются права и привилегии владельцев обли­гации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению об­лигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;

в) уровень финансовой ответственности предприятия за свое­временную выплату процентов и суммы основного долга (при погаше­нии облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при сущест­венной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;

г) после выпуска облигаций вследствии изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инве­сторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в срав­нении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.

С учетом потребностей предприятия в заемном капитале стро­ится процесс управления облигационным займом.

Основной целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке

ценных бумаг этого вида.

Управление облигационным займом строится на предприятии по следующим основным этапам (рис. 9.10.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: