Психотехники бесконфликтного взаимодействия

Рассмотрев принципы психологического влияния в процессе общения, необходимо установить и те правила, при выполнении которых процесс общения приводит к наилучшим результатам. Психотехнику бесконфликтного взаимодействия и правил процесса общения можно представить, как совокупность определённых методик (техник):

Самоподача коммуникатора. Это выигрышное представление коммуникатора. Первый приём в рамках этой методики – приём выигрышного самопредставления. О важности этого приема говорит опыт, изложенный в книге польского психолога Леслава Войтасика «Психология политической пропаганды».

Три группы испытуемых по тридцать человек собираются в три радиофицированных класса. По радио передается информация о гуманном отношении к малолетним преступникам. Радиопередача — типа интервью. Информация во всех трех группах одна и та же, но
по-разному представлен человек, у которого берется интервью. В первом случае, это бывший малолетний преступник, во втором, человек со стороны, в третьем, судья. Когда опросили присутствующих, что же они усвоили, то оказалось, что в первой группе только 30% присутствующих могли более или менее подробно рассказать о том, что говорилось в этой передаче. Во второй группе процент усвоивших информацию поднялся уже до 65%, а в третьей группе информацию усвоили уже 75% присутствующих.

Оказалось, что на усвоение информации повлияло то, как был представлен источник информации и в зависимости от этого у слушателей выработалась установка на восприятие информации. В первой группе установка примерно такая: «Что может мне рассказать бывший малолетний преступник? Слушать не буду, потому что мне не интересно». Во второй группе: «Человек со стороны, прохожий на улице, такой же, как я, может быть, он знает чуть больше, чем я. Дай-ка послушаю, может быть будет интересно». В третьей группе судья был признан компетентным в этой области человеком и его с интересом выслушали почти все.

Второй приём - демонстрация сильных сторон коммуникатора. Это демонстрация знаний и умений человека в определенной области, тех его особенностей, которые его характеризуют наилучшим образом.

Третий - приём зрительного контактирования. От 30 до 60% времени общения между людьми занимает зрительный контакт. Более высокие показатели – у влюбленных и у агрессивных людей. Взгляд - это самоподача человека, которая говорит о его преимуществах перед партнером по общению, о статусе по сравнению с ним.

Четвёртый приём - приглашение к диалогу, демонстрация открытости и обращенности к партнеру. Это положение рук и поза человека, выражающая готовность к общению: раскрытые руки ладонями вверх, пожимание плечами, расстегивание пиджака, распрямление ног, продвижение на край стула ближе к партнеру.

Пятый приём - демонстрация авторитетной позиции. Включает в себя: показ знаний в интересующей области, упоминание об общих знакомых, оценка опыта сотрудника в той или иной области и т.д. Приём чаще демонстрируется начальником при общении с подчиненным.

Шестой приём - «умеренное раскачивание лодки» (быстрые переходы от мягкости к жесткости и обратно).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: