В этом случае с экспертом играет инженер по знаниям, который берет на себя какую-нибудь роль в моделируемой ситуации. Например, одному из авторов часто приходилось разыгрывать с экспертом игру "Учитель и ученик", в которой инженер по знаниям берет на себя роль ученика и на глазах у эксперта выполняет его работу (например, пишет психодиагностическое заключение), а эксперт поправляет ошибки "ученика". Эта игра — удобный способ разговорить застенчивого эксперта.
Другая игра (заимствована из [Гельфанд, Розенфельд, Шифрин, 1988]) заставляет инженера по знаниям взять на себя роль врача, который знает хорошо больного, а эксперт играет роль консультанта. Консультант задает вопросы и делает прогноз о целесообразности применения того или иного вида лечения (в описанной игре это был прогноз целесообразности электростимульной терапии при сердечной аритмии). Игра "двух врачей" позволила выявить, что эксперту понадобилось всего 30 вопросов для успешного прогноза, в то время как первоначальный вариант вопросника, составленный медиками для той же цели, содержал 170 вопросов.
|
|
Еще один пример игры. Сначала эксперта просят написать обоснование для собственного прогноза. Например, почему он считает, что язва у больного X заживает. Накапливается несколько таких обоснований [Гельфанд, Розенфельд, Шифрин, 1988], а через некоторое время эксперту зачитывают только его обоснование и просят сделать прогноз. Как правило, этого он сделать не может, т. е. обоснование (или его знания) было неполным. Эксперт дополняет обоснование, тем самым выявляются скрытые (для самого эксперта) пласты знаний. Так, в играх "Обоснование прогноза рецидива язвенного кровотечения" удалось выявить, что значимыми для прогноза являются всего три правила. Причем два правила входили в традиционно-диагностический вопросник, а третье было сформулировано во время игры.
Игра "Фокусировка на контексте": эксперт играет роль ЭС, а инженер по знаниям — роль пользователя. Разыгрывается ситуация консультации. Первые вопросы эксперта выявляют наиболее значимые понятия, самые важные аспекты проблемы. Роль пользователя может взять на себя и другой эксперт [Rabbits, Wright, 1987].
Основные советы инженеру по знаниям по проведению индивидуальных игр:
Ø играйте смело, весело, нешаблонно, придумывайте игры сами;
Ø не навязывайте игру эксперту, если он не расположен;
Ø в игре "не давите" на эксперта, не забывайте цели игры;
Ø не забывайте о времени и о том, что игра утомительна для эксперта.