ВведенИЕ

Практикум по

Организационной психологии

Рекомендовано

Дальневосточным региональным

учебно-методическим центром (ДВ РУМЦ)

в качестве учебного пособия

для студентов специальности

030301 «Психология» вузов региона

Хабаровск

Издательство ДВГУПС


УДК 159.9: 316.35 (075.8)

ББК Ю 954 я 73

С 544

Рецензенты:

Кафедра «Социология, политология и социальная работа»

Тихоокеанского государственного университета

(заведующий кафедрой доктор политологических наук,

профессор И.Ф. Ярулин)

Кандидат психологических наук, директор Дальневосточного центра

социально-психологических и сравнительных исследований

С.А. Чернышев

Соболева, Т. Н.

С 544 Практикум по организационной психологии: учеб. пособие / Т. Н. Соболева. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2006. – 84 с.

Учебное пособие соответствует дисциплине «Организационная психология» по государственному образовательному стандарту направления бакалаврской подготовки 030300 «Психология» и специальности 030301 «Психология» подготовки дипломированных специалистов.

Изложены процедуры сбора и анализа данных. Описаны методы оценки и анализа организации, ее элементов и структур, деловой среды, организационного поведения, организационного развития.

Предназначено для студентов третьего курса всех форм обучения, слушателей института переподготовки и повышения квалификации по психологии, а также для консультантов-психологов в области организационной психологии, психологии труда.

УДК 159.9: 316.35 (075.8)

ББК Ю 954 я 73

© ГОУ ВПО «Дальневосточный государственный

университет путей сообщения» (ДВГУПС), 2006

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 4

Занятие 1. Миссия и корпоративная культура организации....................... 6

Занятие 2. Типы организаций......................................................................... 15

Занятие 3. Анализ деловой среды организации......................................... 31

Занятие 4. Характеристики организационного поведения....................... 40

Занятие 5. Организационное развитие.

Теории и методы организационного развития......................... 54

Занятие 6. Организационный тренинг и консалтинг.................................. 67

заключение.................................................................................................... 83

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК................................................................. 84

введенИЕ

Современная практическая психология предъявляет высокие требования к специалисту-психологу в плане владения методами сбора информации, процедурами анализа и оценки. В связи с этим настоящий практикум можно рассматривать как самостоятельное учебное пособие, основная цель которого – обучение студентов методам организационной психологии.

Особенностью настоящего практикума является то, что каждое занятие содержит определенный объем теоретического материала и комплекс методов исследования организации, ее основных элементов и структур, деловой среды организации, организационного поведения, организационного развития – стандартные бланковые процедуры, методики-задачи, экспертные оценки, психологические техники. Это позволяет развивать рефлексию, строить гипотезы и адекватно интерпретировать полученные результаты.

Практикум содержит 6 занятий.

Тема «Основные характеристики организации» раскрывается на двух занятиях, цель которых – освоение методов практического анализа организации. На первом занятии, овладевая техникой «SOFT-анализ», студенты обучаются навыкам разработки миссии организации, в частности социально-гуманитарного института ДВГУПС. Кроме того, приобретают навыки анализа корпоративной культуры организации. На втором занятии, знакомясь с критериями оценки параметров организации, характеристиками механического и органического типа организационных систем, типами организационных структур, студенты научаются практическому анализу организационной структуры ДВГУПС. Техника «СВУС» позволяет студентам овладеть навыками сравнительного анализа традиционных и научающихся организационных систем.

На занятии «Деловая среда организации» студенты овладевают критериями анализа деловой среды, такими как сложность, динамичность, неопределенность. Методом «мозгового штурма» студенты обучаются разработке индивидуальных и общих планов взаимодействия ДВГУПС с одним из элементов деловой среды – потребителями. Полученный практический результат они могут рекомендовать директору Социально-гу­ма­ни­тар­ного института.

В процессе занятия «Характеристики организационного поведения» студенты овладевают критериями анализа организационного поведения, в частности анализа удовлетворенности трудом и преданности организации. Знакомство с техникой «Mind-Mapping» позволяет научиться адекватно проводить анализ преданности сотрудников организации.

На занятии «Организационное развитие. Теории и методы организационного развития» студенты приобретают опыт в использовании методик организационного развития для выявление сильных и слабых сторон организации и разработки плана дальнейших действий. В процессе выполнения практического упражнения студенты научаются рефлексировать собственный стиль деятельности, актуализировать креативность и готовность к изменениям в студенческой группе.

На занятии «Организационный тренинг и консалтинг» дается представление о специфике организационного консультирования и тренинга. Обучаясь процедуре планирования и организации тренинга «Командообразование», студенты приобретают навыки проведения тренинга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: