Теоретические сведения. Организация– это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами

Организация – это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели.

Организация как открытая система (банк, завод, больница, университет и т. п.) имеет ряд общих характеристик: миссию, цель, производственно-технологические характеристики, размер, специализацию, стандартизацию, формализацию, иерархию, централизацию, децентрализацию, профессионализм и соотношение численности персонала.

Миссия – это предназначение организации, основная цель ее существования. Миссия придает организации значимость и индивидуальность. Она является базой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее корпоративную культуру, организационную структуру. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать тип работников, необходимых для организации.

На миссию организации влияют следующие факторы:

· рынок – определяет спрос на продукцию и услуги;

· потребители – деятельность организации направлена на удовлетворение их потребностей и желаний;

· основатели или руководители организации – их ценности и представление о том, для чего они создают организацию и какой хотят видеть;

· сотрудники – от их способностей, квалификации, труда зависит реализация целей;

· собственники (акционеры) – инвестируют капитал;

· партнеры (поставщики, дистрибьюторы и т. д.) – обеспечивают необходимыми ресурсами и оказывают другие услуги;

· местное сообщество – то, которое тесно связано с конкретной организацией, являющееся непосредственной средой ее существования;

· общество в целом – получает от организации часть создаваемого ею богатства в виде товаров, услуг, налогов и т. п.

Цель – конечное состояние или желаемый результат, на достижение которого направлены усилия организации.

Организационная культура – это система общепринятых и разделяемых работниками организации ценностей, убеждений, правил, норм поведения.

Содержание корпоративной (организационной) культуры. Организационная культура обладает рядом важных характеристик. Ниже приведены те из них, которые не вызывают у исследователей разногласий.

1. Наблюдаемые регулярные формы поведения. Когда работники организации взаимодействуют друг с другом, они прибегают к общему языку, терминологии, а также к ритуалам для проявления уважения или демонстрации приемлемого поведения.

2. Нормы. Существующие стандарты поведения определяют отношение к работе, во многих организациях они сводятся к формуле: «Не надо работать слишком много и не надо работать слишком мало».

3. Доминирующие ценности. Ожидается, что основные ценности, которых придерживается организация, должны разделять и ее члены. Типичными примерами могут служить высокое качество продукции, редкие прогулы, а также высокая производительность.

4. Философия. Организацией выработана политика, отражающая ее убеждения о том, как надлежит обращаться с сотрудниками и (или) клиентами компании.

5. Правила. В организациях имеются жесткие правила поведения. Вновь принятые на работу сотрудники должны их усвоить, чтобы стать полноправными членами организации.

6. Организационный климат. Это то общее ощущение, которое создается физической организацией пространства, стилем общения сотрудников между собой и формой поведения сотрудников по отношению к клиентам и другим посторонним лицам.

Каждая из перечисленных характеристик в какой-то мере противоречива и в разной степени подтверждена результатами исследований. Так, в академической литературе [2, 7] обнаруживаются разночтения в отношении сходства и различия между понятиями организационной культуры и организационного климата. Однако некоторые характеристики имеют эмпирическое подтверждение, например важная роль физической организации пространства.

В содержание корпоративной культуры компании входят такие составляющие, как:

• корпоративный кодекс компании (деловой кодекс), принятый в организации, в котором описаны все элементы корпоративной культуры;

• ведущая миссия компании, которая отражается в девизе компании и слогане;

• философские, социальные и социально-экономические ценности организации;

• цели компании, которые она декларирует;

• корпоративные мероприятия, традиции и ритуалы;

• особенности делового взаимодействия руководителей и подчиненных, сотрудников внутри подразделений, а также с клиентами компании;

• имеющаяся в организации социально-психологическая атмосфера;

• характеристика и направленность поведения сотрудников в ситуациях деловых конфликтов, отношение к конфликтам;

• степень удовлетворенности работников своим трудом и положением в компании, а также перспектива роста для сотрудников;

• уровень мобильности персонала (стабильность и текучесть кадров);

• требования к деловому костюму сотрудников компании [14].

Например, анализ деятельности 269 японских компаний позволил выделить следующие элементы сформированной у них корпоративной культуры [6, 14].

Базовые ценности:

1) служение обществу;

2) хороший продукт по разумной цене (в первую очередь – качество);

3) служение нации, народу, совместное процветание;

4) развитие корпорации, фирмы, организации;

5) справедливая прибыль;

6) завоевание доверия на рынке;

7) благосостояние работников;

8) уважение работников.

Цели организации:

1) прогрессивность, активность, созидательность;

2) аналитический, научный подход в деятельности;

3) высокая производительность;

4) современные технологии.

Правила делового общения и поведения:

1) отношение к компании:

§ преданность;

§ благодарность;

2) отношение к работе:

§ усердие;

§ ответственность, исполнение долга;

§ бережливость, терпеливость, аккуратность;

§ чувство гордости за свою работу;

3) отношение к старшим, коллегам, подчиненным:

§ сотрудничество;

§ приязнь, учтивость;

4) отношение к самому себе:

§ прилежание;

§ забота о здоровье;

§ бодрость;

§ моральная устойчивость.

Каждая отдельная компания не имеет такого развернутого списка основных ценностей, целей и правил, нежели тот, что приведен выше.
Но кодекс делового общения и поведения каждой конкретной фирмы отражает ее своеобразную индивидуальность и выделяет ее на рынке.

Пример корпоративной культуры из отечественного бизнеса [14]. Руководители и сотрудники корпорации «STM», объединяющей три компании: «Санако», «МоС-АД» и «КТФ» (г. Королев, Московская область) и выпускающей товары для населения (сумки, трикотаж), разработали свой кор­поративный кодекс.

Внешняя миссия компании. Основной девиз для внешних отношений с клиентами и партнерами («лицо» компании): «Мы работаем для вас!»

Внутренняя система ценностей для отношений сотрудников («душа» компании):

§ единство – единая команда, общие цели и ценности;

§ созидание – создание ценностей материальных, духовных и со­ци­аль­ных;

§ стабильность – уверенность в завтрашнем дне.

Базовые цели компании:

§ увеличение прибылей;

§ удовлетворение потребителей;

§ доверие к фирме;

§ высокая производительность;

§ постоянное развитие.

Ценности компании:

§ «STM» – объединение российских фирм-производителей;

§ коллектив – единая команда;

§ преданность фирме, самоотдача;

§ профессионализм;

§ осознание себя и каждого необходимым в общем деле;

§ стремление к пониманию, доверие;

§ моральное удовлетворение;

§ материальное удовлетворение;

§ уважение к труду;

§ корпоративная поддержка.

Правила делового общения и поведения в корпорации:

Люби и знай предмет своего труда.

Бережно относись и рационально используй имущество и ресурсы фирмы.

Помни, что от качества твоего труда зависит общий результат работы компании.

Высокая производительность напрямую зависит от твоей личной ини­циативы.

Не оставляй без тщательного анализа ни одного случая неудачи, сбоя, промаха.

Проявляй желание и используй каждую возможность для своего лич­ного и профессионального самосовершенствования.

Каждый клиент имеет право на самое лучшее обслуживание, которое только возможно («Мы работаем для вас!»).

Принимай и поддерживай имидж фирмы.

Будь честен.

Не обсуждай дела фирмы вне ее пределов.

Не стремись сделать то, что могут выполнить твои подчиненные.

Не делай замечаний сотруднику в присутствии его подчиненных.

Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно.

Не забывай благодарить подчиненных за хорошо выполненную работу.

Будь терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают общему делу.

Будь опрятен и аккуратен всегда, не шокируй своим внешним видом.

Уважай некурящее большинство, кури в строго отведенных местах.

Максимально используй свои возможности для поддержания своего здоровья.

Соблюдай правила и традиции компании.

У тебя всегда есть право выбора: быть с нами или без нас.

Опыт коммерческого банка «Платина», работающего в Москве более 10 лет и укрепившего свои позиции после кризиса 17 августа 1998 г. [14].

В корпоративной культуре банка сформулированы следующие ценно­сти и цели.

1. Преданность своему банку, надежность.

2. Высокий профессионализм, наличие обязательного второго выс­шего образования экономического профиля.

3. Высокие моральные качества – ответственность, честность (при­ем сотрудников осуществляется только по рекомендации тех, кто уже работает в банке, проверка деловых качеств нового работни­ка производится в течение года работы, в случае нарушений но­вый работник увольняется, а рекомендовавший его существенно теряет в заработной плате, и у него отбирается право на рекомен­дацию по приему).

4. Способность к сотрудничеству и партнерству, неконфликтность, лояльность.

5. Наличие бойцовских качеств, выражающихся в активности, стрем­лении всегда и до последнего бороться за успех и не останавли­ваться в случае неудач.

6. Интерес к практической психологии делового общения (система­тическое приглашение психологов на договорной основе для ре­шения конкретных социально-психологических задач).

7. Стремление к высокому уровню жизни и желание работать на пре­дельном уровне энергозатрат (стремление «выкладываться»).

8. Обязательное требование к стабильности в личной жизни (наличие семьи, отсутствие разводов, подчеркнутая забота о своих близких).

9. Стремление заботиться о своем здоровье (запрет на курение, штрафы для тех, кто нарушает данный запрет, запрет на алкоголь и наркотики).

10. Организация совместных форм отдыха (общий воскресный отдых сотрудников с семьями в пансионате организации, совместный туризм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: