Бийский технологический институт (филиал)
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
имени И.И.Ползунова
И.С. Шестакова
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ФИЛОСОФИЯ»
Для студентов дневного и вечернего отделений
Составитель Шестакова И.С.
Нормоконтролер кафедры Разгоняева Е.В.
Председатель (заместитель) ФКМКФ Трутнева Л.И.
Зав. библиотекой Волкова Н.В.
Редактор Соловьева С.В.
Бийск
Издательство Алтайского государственного технического университета
им. И.И.Ползунова
УДК
Ш
Рецензент: к.ф.н., доцент каф. философии БПГУ Беспалов А.М.
Шестакова, И.С.
Ш Методические указания и планы семинарских занятий по курсу «Философия». Для студентов дневного ивечернего отделения / И.С.Шестакова; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ.– Бийск: Изд-во Алт.гос. техн. ун-та,2010. – 26 с.
Методические указания по курсу «Философия» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и предназначена для студентов дневного и вечернего отделения всех специальностей.
УДК
Рассмотрена и одобрена на заседании
Кафедры гуманитарных наук.
Протокол № 10 от 10. 03 2010 г.
И.С.Шестакова, 2010
БТИ АлтГТУ, 2010
Введение
К изучению философии студенты приступают со смешанным чувством: зачастую она представляется им чем-то очень абстрактным, оторванным от жизни и далеким от повседневных проблем. Она пугает множеством непривычных и иногда труднопроизносимых терминов, большим количеством вопросов и объемом изучаемого материала. Все эти трудности вполне реальны. Но не следует их бояться.
Философия – средоточие многовековых поисков ответов на существенные вопросы об окружающем мире, его устройстве и основных свойствах, о человеке, его сущности и природе, месте человека в мире и его предназначения в нем. Эти вопросы, пусть и не так теоретически-строго сформулированные, волнуют каждого человека: их решение необходимо для самоопределения, для ориентации в окружающей действительности, как основание для самостоятельного выбора жизненного пути.
Изучение курса философии в институте создает возможности для приобщения к этой многовековой мудрости, переведения своих обыденных мировоззренческих представлений на теоретический уровень. Конечно, работа предстоит нелегкая и к этому надо подготовить себя, настроиться соответствующим образом.
В настоящее время существует большое количество философской литературы: произведений самих философов, учебников, хрестоматий, пособий. Самостоятельно разобраться во всем этом многообразии сложно. Поэтому желательно посещать лекции и тщательно их записывать. Это облегчит подготовку к семинарским занятиям и экзаменам, позволит лучше сориентироваться в море философских проблем, школ и направлений.
В данных методических указаниях содержатся в компактной и систематизированной форме вопросы по всем изучаемым темам, отдельно выделены новые термины и для самопроверки предложены дополнительные вопросы, ответить на которые невозможно без хорошего знания пройденного материала и достаточно высокого уровня понимания изучаемых проблем.
Следует обратить внимание на то, что многие философские термины встречаются в научной и даже обыденной речи и поэтому кажутся интуитивно понятными и простыми. Как правило, это обманчивая простота. Она скрывает смутность и неопределенность наших представлений о сложных явлениях окружающего мира. Поэтому возможно чаще обращайтесь к толковому, этимологическому и философскому словарям. Вы сами скоро убедитесь, сколько новых и интересных открытий ожидает вас.
Наш мир огромен и сложен, а простых ответов на сложные вопросы не существует. Поэтому не следует расценивать многообразие философских направлений, школ, стилей и учений как недостаток: мол, философы сами между собой не могут договориться, а еще других берутся учить. По большому счету, философы никого не учат: они, по определению, «любят мудрость», стремятся к ней и приглашают других присоединяться к ним на этом трудном, но увлекательном пути поиска истины. Эти поиски корнями своими уходят в глубокую древность, но при этом всегда современны, потому что вечны вопросы, сформулированные И.Кантом: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Что такое человек?