МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА И ВИДЫ МАРКЕТИНГА
2.1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
Маркетинговая среда предприятия – совокупность субъектов и факторов, действующих вне предприятия, и влияющих на его маркетинговую деятельность.
Обычно маркетинговую среду предприятия разделяют как бы на два слоя, на две сферы. Тот слой, который находится ближе к предприятию, называется микросредой, – это совокупность субъектов, формирующих текущее окружение предприятия, прямо или косвенно влияющих на его рыночную деятельность.
Маркетинговую микросреду предприятия формируют:
- потребители продукции;
- поставщики ресурсов, оборудования, комплектующих и т.д.;
- предприятия-конкуренты;
- торговые посредники, которые взаимодействуют с предприятием по сбыту его продукции;
- контактные аудитории.
Контактными аудиториями принято называть организации (их представителей) или отдельных лиц, проявляющих интерес к деятельности предприятия и способных влиять на достижение его целей.
К контактным аудиториям можно отнести: собственников и работников предприятия (внутренние контактные аудитории); кредиторов, дебиторов, финансовые учреждения, обслуживающие предприятие (финансовые контактные аудитории); средства массовой информации (контактные аудитории СМИ); общественные организации (движения); популярных лиц (спортсменов, артистов и других).
|
|
Маркетинговая макросреда - совокупность факторов, действующих в рамках широкого экономического пространства (как правило, под ним понимается экономика страны).
К факторам маркетинговой макросреды предприятия можно отнести:
- экономические;
- политико-правовые;
- технологические;
- природно-географические;
- социально-культурные.
Экономические факторы.
Существует ряд важных макроэкономических факторов, состояние которых оказывает заметное влияние на деятельность предприятия. Отметим среди них наиболее существенные:
- динамика валового внутреннего продукта страны. Влияет на уровень доходов, состояние занятости, уровень процентных ставок по кредитам;
- уровень инфляции, ее изменения. Влияет на стоимость привлекаемых предприятием ресурсов, уровень процентных ставок по кредитам, структуру спроса на определенные группы товаров;
- динамика курса национальной валюты. Влияет на экспортеров и импортеров продукции, и далее с затухающей силой - по смежным производствам.