В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых («blind») и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих («low vision»).
Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения — способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения равную единице — 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 м. Разница в способности
различать знаки между последующей и предыдущей строками о начает разницу в остроте зрения на 0,1. Соответственно челове способный различить наиболее крупные знаки первой сверху стр< ки, имеет остроту зрения — 0,1, четвертой — 0,4 и т.п.
Для определения остроты зрения ниже 0,1 используется пер счет пальцев. Способность к пересчету раздвинутых пальцев pyi на расстоянии:
5 м соответствует остроте зрения в 0,09;
2м — 0,04; i
|
|
0,5 м-0,01; j
30 см - 0,005. г|
Способность к различению света от тьмы соответствует остр
те зрения на уровне светоощущения. I
Неспособность к различению света от тьмы означает, что ocf
рота зрения равна 0. |
Таким образом, в зависимости от степени снижения остро^
зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и qj
ответственно от возможности использования зрительного анал|
затора в педагогическом процессе выделяют следующие групй
детей: |
слепые — это дети с полным отсутствием зрительных ощуц!
ний, либо имеющие остаточное зрение (максимальная остря
зрения — 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычна
средств коррекции — очков), либо сохранившие способность!
светоощущению; I
абсолютно, или тотально, слепые — дети с полным отсутствиЗ
зрительных ощущений; I
частично, или парциально, слепые — дети, имеющие светоош
щения, форменное зрение (способность к выделению фигуры!
фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04; |
слабовидящие — дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главщ
отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снши
нии остроты восприятия зрительный анализатор остается осня
ным источником восприятия информации об окружающем мщ
и может использоваться в качестве ведущего в учебном процеСа
включая чтение и письмо.,1
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют Я
категории детей: 1
слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепо1| или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрителыи представлений, и весь процесс психического развития осущес! ляется в условиях полного выпадения зрительной системы; I
ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасти
позже. I
|
|
Глубина и характер поражений зрительного анализатора скаш ваются на развитии всей сенсорной системы, определяют ведуцЦ
190 ]
путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.
Анализ причин нарушений зрения показывает, что в 92 % случаев слабовидение и в 88% случаев слепота имеют врожденный характер. При этом среди причин детской слепоты заметна тенденция возрастания частоты врожденных аномалий развития зрительного анализатора: в 1964 г. — 60,9% таких аномалий (данные М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой); в 1979 г. — 75% (А.И.Каплан); в 1991 г. - 91,3% (Л.И.Кириллова); в 1992 г. - 92% (А.В.Хватова).
Врожденные заболевания и аномалии развития органов зрения могут быть следствием внешних и внутренних повреждающих факторов. Примерно 30% из них наследственной природы (врожденная глаукома, атрофия зрительного нерва, миопия1).
В качестве генетических факторов нарушения зрительной функции могут выступить: нарушение обмена веществ, проявляющееся в виде альбинизма, наследственные заболевания, приводящие к нарушению развития глазного яблока (врожденный анофтальм2), микрофтальм3, наследственная патология сосудистой оболочки, заболевания роговой оболочки глаза, врожденные катаракты4, отдельные формы патологии сетчатки.
Аномалии зрения также могут возникнуть в результате внешних и внутренних отрицательных воздействий, имевших место в период беременности. На развитии плода могут сказаться патологическое течение беременности, перенесенные матерью вирусные заболевания, токсоплазмоз, краснуха и др.
А. Г. Литвак пишет, что на психическое развитие слепых и слабовидящих оказывает влияние «совокупность биологических, аномальных и социальных факторов, находящихся в сложных взаимоотношениях». (Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. пособие. — Л., 1973. — С. 49.)
111.2.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. Негативное влияние нарушения зрения проявляется даже там, где, казалось бы, этот Дефект не должен нанести ущерб развитию ребенка. Снижается количество получаемой ребенком информации и изменяется ее
'Миопия — близорукость.
2 Анофтальм — отсутствие глаза, редкая аномалия зрения.
3 Микрофтальм — врожденная аномалия развития глаза, характеризую-
уменьшением всех размеров глаза.
4 Катаракта — заболевание глаз, характеризующееся помутнением хру-
сталика.
качество. В области чувственного познания сокращение зрител ных ощущений ограничивает возможности формирования обр зов памяти и воображения. С точки зрения качественных особе ностей развития детей с нарушениями зрения следует в очередь указать на специфичность формирования психологичеси систем, их структур и связей внутри системы. Происходят кач ственные изменения системы взаимоотношений анализатор^ возникают специфические особенности в процессе формиро!) ния образов, понятий, речи, в соотношении образного и по* тийного мышления, ориентировке в пространстве и т.д. Знач тельные изменения происходят в физическом развитии: нарушав точность движений, снижается их интенсивность. Следователь!) у ребенка формируется своя, очень своеобразная психологич<| кая система, качественно и структурно не схожая с системой н<] мально развивающегося ребенка.