Определить координационную сложность тренировочных упражнений можно при визуальных и инструментальных наблюдениях. Для этого надо заранее разработать схему наблюдений, выделив признаки, на основании которых все тренировочные средства будут подразделяться на простые и сложные. К числу таких признаков можно отнести скорость и амплитуду движений, наличие или отсутствие активного противоборства, дефицит времени, необычность исходных положений, внезапность изменения ситуаций и т. п.
Особенно велико влияние фактора координационной сложности в играх, единоборствах, гимнастике и т. п. На рис. 100 приведен такой пример. Четверо футболистов выполняют упражнение, в котором игрок Б играет «в стенку» с игроком В, затем проходит с мячом по флангу и делает нацеленную передачу в штрафную площадку. Игроки А, В и Г должны на высокой скорости ворваться в штрафную
Рис.100
Вариант технико-тактического упражнения средней координационной сложности
площадку (каждый на свою позицию); тот из них, кто окажется ц наиболее выгодном положении, завершает атаку ударом в ворота. Величина нагрузки в этом задании определяется длиной отрезков, скоростью их пробегания, интервалами отдыха, числом повторений и координационной сложностью упражнения, которая в данном случае средняя. Если это упражнение усложнить за счет того, что в зонах, куда врываются нападающие А, В и Г, поставить трех защитников, которые будут активно им противодействовать, то координационная сложность упражнения увеличится и вследствие этого величина и направленность нагрузки сразу же изменятся.
Наблюдения показывают, что игроки команд, использующих в занятиях упражнения повышенной сложности, оказываются физически более подготовленными. Кроме того, эффективность техники каждого из них и результативность команды в целом заметно повышаются.
Анализ тренировочных нагрузок б сборных командах СССР по акробатике, гимнастике, фигурному катанию на коньках показал, что больших успехов на соревнованиях добивались те спортсмены, у которых число элементов и комбинаций повышенной сложности, выполненных в процессе занятий, было больше. Коэффициенты корреляции между оценками на соревнованиях и объемами координационно сложных упражнений составляют 0,60—0,85.
Выполнение координационно сложных упражнений приводит к возникновению так называемой психической напряженности. Внешними ее проявлениями являются скованность движений, искажение техники; внутренними — повышенные физиологические, биохимические и т. п. показатели. Причины психической напряженности — боязнь получить травму при выполнении сверхсложных элементов, сильное эмоциональное возбуждение во время соревнований и т. д. Методы контроля за психической напряженностью весьма специфичны и зависят от устойчивости психики конкретного спортсмена, а также от факторов, обусловливающих координационную сложность упражнений.