Личность на фоне эпохи

Цель и задачи:

Изучив основные вехи жизни известных деятелей данного периода, конкретизировать изложенные в лекционном материале общие вопросы и проблемы. Раскрыть противоречивость общественно-политической и экономической жизни СССР: с одной стороны, успехи в социально-экономическом и культурном развитии, с другой стороны, отрицательные явления в политическом руководстве, в социально-экономической сфере, в идеологии, национальной политике, культуре. Доказать необходимость полномасштабных преобразований.

Изучив тему, студент должен знать:

- содержание основных понятий;

- основные вехи жизни и политической деятельности лидеров государства, особенности их личности;

- проявления противоречивости в общественно-политической и экономической жизни СССР;

- примеры оппозиционных настроений и движений господствующей идеологии и существующим порядкам в области политики, культуры и общественного мнения;

- внешнеполитические события периодов холодной войны и разрядки международной напряженности.

Изучив тему, студент должен уметь:

- анализировать изменения политического курса в руководстве страны в период «оттепели» и ««развитого социализма»;

- соотносить положительные и отрицательные явления в жизни советского общества;

- формулировать предпосылки назревших к началу 1980-х гг. полномасштабных преобразований

- сопоставлять оценки исторических деятелей.

Вопросы:

I. Исторические портреты ведущих партийно-государственных лидеров СССР Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина и деятелей науки и литературы – представителей оппозиции власти и идеологии А.Д. Сахарова и А.И. Солженицына.

Методические указания к вопросу I:

Основные понятия:

Культ личности, ХХ съезд КПСС, реабилитация, «оттепель», третья программа партии, волюнтаризм, диссидентство, «шестидесятники», события в Новочеркасске (июнь 1963 г.); совнархоз, освоение целины, «неперспективные» деревни; «мягкий» переворот 1964 г., неосталинизм, «развитой социализм»; экономическая реформа А.Н. Косыгина 1965 г., дефицитная экономика, нефтедоллары, «застой» (стагнация); «холодная» война, Варшавский договор 1955 г., Карибский кризис 1962 г., гонка вооружений, разрядка международной напряжённости, Хельсинское соглашение.

Вопросы для самопроверки:

1. В чём состоит историческое значение XX съезда КПСС?

2. Приведите факты, свидетельствующие о противоречивости социально-экономической политики советского руководства (достижения и неудачи).

3. Кто, в каких обстоятельствах и с какой целью выдвинул лозунг «Догоним и перегоним Америку»?

4. В чем состояла необходимость освоения целинных земель на востоке страны? Назовите средства, результаты проведения этой политики.

5. Поясните следующий тезис: диссидентство в СССР стало своеобразным порождением «оттепели».

6. Почему политический курс Л.И. Брежнева получил название «мягкой» модели сталинизма?

7. Приведите примеры национальных протестных движений, поясните их причины.

Основная литература:

1. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М., 2006. Гл. 39, 40.

2. Новейшая история России. 1914–2005 / Под ред. М.В. Ходякова. – М. 2007. Гл. 8, 9: С. 346–387.

3. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д., 2009.

4. История России XX век: / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Доценко Д. Чуваки на хатах // Родина. 2005. № 7. С. 89–92. (о стилягах 1950-х гг.).

2. Зубков С. Родословная кузькиной матери. Крылатые слова Никиты Сергеевича // Родина. 2007. № 2. С. 24–26.

3. Зубок В. Драчливый премьер // Родина. 2004. № 3. С. 13–19.

4. Максименков Л. Кто вы, мистер Хрущёв? // Родина. 2004. № 3. С. 20–25.

5. Новопашин Ю.С. Размышления о героях вчерашних дней // ВИ. 2007. № 5. С. 49–65. (воспоминания современника о XX съезде КПСС).

6. Печатнов В. Операция «Порабощённые народы» (Полвека затянувшейся акции холодной войны) // Родина. 2009. № 6. С. 74–79.

7. Страсти по Хрущёву // Родина. 2004. № 11. С. 16–17.

8. Таубман У. «То взлёт, то падение» // Родина. 2004. № 3. С. 10–12.

9. Эрлихман В. Этюд в чёрно-белых тонах // Родина. 2004. № 3. С. 26–32.

10. Я родом из «хрущёвки» // Родина. 2006. № 8. С. 19–20.

Основная литература

1. Все правители России. Великие князья, цари, императоры, генсеки, президенты / В.А. Вилков, Ю.Г. Степанов. – Ростов н/Д: Владис, 2009. – 544 с.: илл.

2. Гумилёв, Л.Н. От Руси к России. / Л.Н. Гумилёв. – М.: Айрис Пресс, 2004.–320 с.

3. Зуев М.Н. История России с древнейших времён до конца XX века: для старш. кл. и пост. в вузы. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 894 с.

4. Зуев М.Н. История России: Учеб. для вузов. – М.: Приор, 1998. – 688 с.

5. История России с древнейших времён до второй половины XIX века: Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана – Екатеринбург: Урал. Гос. Тах. Ун-т. 1995. – 304 с.

6. История России: Вторая половина XIX–XX вв.: Курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана – Екатернбург: Урал. Гос. Тех. ун-т., 1995. – 352 с.

7. История России с древнейших времён до наших дней: учеб. – М.: Проспект, 1999. – 543 с.

8. История России с начала XVIII в. до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Бохаев – М.: ООО «Фирма изд-во АСТ», 1999. – 544 с.

9. История России XX век: Учеб. пособ. / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, и др. – М.: ООО «Фирма изд-во АСТ», 2000. – 608 с.

10. История России с древнейших времён до конца XVIII века / А.П. Новосельцев и др. – М.: ООО «Фирма изд-во АСТ», 2000. – 576 с.

11. История России учеб. для вузов / Под ред. М.И. Зуева и А.А. Чернобаева – М.: Высш. Шк., 2001. – 479 с.

12. История России: учеб. – 3-е изд., перераб. и доп. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 528 с.

13. История России с древнейших времён до наших дней / А.В. Века. – Мн.: Харвест, 2006. – 896 с.

14. Ключевский, В.О. Русская история: полный курс лекций в трёх книгах. / В.О. Ключевский. – М.: Мысль, 1995.

15. Корнилов, Г.Е. Отечественная история. XX век / Г.Е. Корнилов; Изд-во Уральского СХИ. – Екатеринбург: 1994. – 246 с.

16. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века: учеб. пособие / Под ред. В.В. Керова. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 846 с.

17. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учеб. для вузов. – М.: Инфра-М-Норма, 2-е изд. изм и доп., 2000. – 647 с.

18. Моряков В.И., Фёдоров В.А., Щетинов Ю.А. История России: пособ. для старшекласс. и абитуриент. 4-е изд. – М.: Изд-во МГУ; Изд-во «ЧеРо», 2001. – 496 с.

19. Новейшая история России. 1914–2005: Учебное пособие – 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. М.В. Ходякова. – М.: Высшее образование, 2007. – 527 с.

20. Некрасова М.Б. Отечественная история: учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2008. – 378 с.

21. Российские самодержцы. 1801–1917. – М.: Международные отношения, 1993. – 400 с.

21. Скрынников Р.Г. История Российская. IX–XVII вв. – М.:«Весь Мир», 1997.–496 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: