Действие оперы происходит в ХV веке, неподалеку от Нижнего Новгорода. У перевоза через Оку стоит постоялый двор. Хозяйка его - молодая вдова Настасья, прозванная Кумой, - слывет в народе за свою привлекательность и доброту Чародейкой. Она пленила старого князя Никиту Курлятева - наместника Нижнего Новгорода.
Покинутая князем жена грустит одна. Она думает, что Чародейка Настасья околдовала её мужа. О своем горе она рассказывает сыну Юрию, который клянется отомстить за позор матери и убить Чародейку, околдовавшую отца.
Старому князю так и не удалось добиться от Настасьи любви. Он в гневе уходит. Ночью в эту же корчму пробирается с обнаженным кинжалом Юрий, но, пораженный красотой Настасьи, не может совершить задуманное убийство. Настасья открывает княжичу свою любовь. В душе Юрия разгорается ответное чувство.
Влюбленные встречаются в лесу, чтобы бежать вместе из этих мест. Но этим планам не суждено осуществиться. Настасью встречает Княгиня, переодетая нищей странницей. Она раздобыла у знахаря яд и подносит сопернице ковшик с отравленной водой. Настасья умирает на руках Юрия. Княгиня торжествующе открывает княжичу причину смерти Чародейки. В отчаянии Юрий проклинает мать. По приказу Княгини тело Кумы бросают в реку.
|
|
Появляется старый князь. Он требует, чтобы Юрий указал, где скрывается Настасья. Уверенный в том, что Юрий спрятал от него возлюбленную, он в припадке ревности убивает сына.
Внезапно начинается буря. Князь остается один в лесу. Ужас охватывает князя, разум его помутился. Не в силах вынести тяжести содеянного, он падает замертво.
Как видим, сюжет оперы изобилует мелодраматическими эффектами с почти неизбежной кровавой развязкой. Лишь благодаря прекрасной музыке Чайковского эта опера до сих пор не сходит со сцен оперных театров.
* * *
К концу 80-х годов российская и европейская слава П.И. Чайковского достигает своего апогея. В марте 1888 года композитор совершает триумфальную концертную поездку по городам Европы.
Каждый раз, возвращаясь из-за границы “к себе” домой, Чайковский с радостью предавался творчеству. Он считал, что время, потерянное для творчества, равносильно вычеркнутому из жизни.
В 1888 году П.И. Чайковский познакомился с А.П. Чеховым. Без имен этих двух великих художников невозможно представить себе русскую культуру 80-90-х годов XIX века, как невозможно представить себе его первую половину без имен А.С. Пушкина и М.И. Глинки. Знакомство состоялось на квартире Модеста Ильича Чайковского, куда Чехов был приглашен к завтраку.
Одна встреча в Петербурге, одна в Москве и по три письма от каждого - таково внешнее проявление дружбы двух великих людей, прерванной смертью Чайковского. Они обсуждали перспективу сочинения новой оперы на сюжет лермонтовской “Бэлы”. Чехов обещал написать либретто, но план остался неосуществленным.
|
|
“Он хороший человек, - писал Чехов после знакомства, - и совсем не похож на полубога”. Писатель посвятил ему сборник рассказов “Хмурые люди”. В одном из частных писем Чехова можно прочесть следующие слова: “Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, - до такой степени я уважаю его...”
* * *
В то время, как Чайковский начал сочинять свою Пятую симфонию, он получил письмо от И.А. Всеволожского - директора императорских театров с предложением написать балет на сюжет сказки Ш. Перро “Спящая красавица”. Либретто будущего балета составил сам Всеволожский.
В сказочном сюжете, сочиненным почти 200 лет назад, Чайковского привлекла прежде всего возможность снова воплотить в драматической музыке вечные проблемы жизни: борьбу Добра со Злом, победу, в конечном итоге, идеалов Красоты, Радости, Любви. Драматургию балета Чайковский строит на противопоставлении нежного и светлого образа феи Сирени и зловеще-гротескового образа феи Карабос. Их музыкальные характеристики последовательно проводятся на протяжении всего балета.