1. Понятие о делегировании обязанностей.
2. Требования к руководителю.
1. В результате теоретического анализа мы вооружили руководителей наших школ еще одним блоком правил - правилами о делегировании обязанностей.
Одно из важных правил менеджмента: управлять - это значит делать что-либо руками других. Такое положение должно быть правильно понято подчиненными. Иначе "делегирование" будет восприниматься как "эксплуатация". А это при менеджменте ни в коем случае не должно иметь места.
Исходя из этого менеджерам школ предлагаются следующие правила делегирования:
1. Не воспринимай делегирование как избавление от работы. Воспринимай делегирование как доверие, как привлечение и участие подчиненного в управлении.
2. Делегирование - это постановка цели перед сотрудником и, одновременно, это предоставление ему прав. Без этого последнего делегирование действительно может превратиться в "эксплуатацию", а руководитель в глазах подчиненного может показаться "эксплуататором".
3. Желательно, чтобы делегирование было на длительной основе;
4. Делегирование полномочий - это и делегирование ответственности за конкретное качество работы. Это должен хорошо понимать каждый педагог школы.
2. При всем этом руководитель школы должен понимать, что и у исполнителя есть свои требования. Причем, это нужно не только понимать, но и принимать. Поэтому для исполнителя нами предложены определенные постулаты, приводимые ниже.
Пять постулатов мудрости управления (по Джон Хамбль):
• скажите, что Вы от меня хотите;
• дайте мне возможность действовать; если мне поставили цели, не мешайте;
• скажите, как идут мои дела, приближаюсь ли я к цели, или нет;
• помогите мне, если это необходимо, но не отвлекайте и не контролируйте лишний раз;
• вознаградите меня.
По итогам теоретической подготовки руководители школ усвоили, что профессионализм менеджера состоит из следующих моментов:
1. Способности и искусства управлять людьми.
2. Наличия специальных знаний и навыков в области организации управления.
3. Умения создавать все условия для достижения цели.
4. Способности разбираться в современной информации, средствах коммуникации.
5. Глубокого знания потребностей общества и его социального заказа.
В процессе обучения руководителей школ мы выявили наиболее типичные их недостатки. Оказывается, наш руководитель:
• чаще всего внутренне неспокоен;
• малоинициативен;
• обладает культом вышестоящего;
• имеет двойное мышление;
• не привык к альтернативной мысли.
Все эти недостатки - продукт тоталитарного прошлого. Новый социальный заказ на личность руководителя-менеджера заставляет смоделировать и реализовать комплекс адекватных социально-педагогических условий в соответствии с законами развития свободного демократического общества.
Методологические основы менеджмента позволяют констатировать тот факт, что этот метод управления рассматривает работника не столько как средство для достижения цели, сколько как саму цель. На Западе и в Юго-Восточной Азии эта модель доказала свою высокую эффективность. Именно этим Адернетги объясняет причину успеха японцев в автомобилестроении. Они, прежде всего, "очеловечили" процесс производства автомобилей, а потом уже поставили вопрос об автоматизации. Кроме того, они внедрили в процесс производства психологические элементы, заключающиеся в поддержании здорового морального состояния работника и его социальной обеспеченности. В наших условиях развития рост зарплаты и денежные вознаграждения играют важную жизненную роль для работника школы и его семьи, а потому нельзя отводить руководителя предприятия от вопросов постоянной заботы о материальном благополучии работников, наряду с использованием других видов признания результатов эффективного труда.