Поведением других

Социальное воспитание победит дефективность. Тогда, вероятно, нас не поймут,

Если мы скажем о слепом ребенке, что он дефективный, но о слепом скажут, что он

Слепой и о глухом - глухой и ничего больше.

3.

Слепота означает отсутствие одного из органов чувств (анализаторов). Ошибку

Делают те педагоги, которые полагают, что сущность воспитательной работы со

Слепыми заключается в развитии у них остальных, сохранившихся органов

Восприятия- слуха, осязания и т. д. В научной литературе неоднократно

Указывалось: чрезвычайно распространенное общее мнение, будто слепые обладают

Исключительными музыкальными способностями, особо тонким слухом и будто все они

Прирожденные музыканты, глубоко ошибочно. Всякий слеп ой есть непременно слепой

Музыкант - так думают обычно. Между тем слепые не выдвинули до сих пор ни одного

Большого музыканта.

И даже посредственные музыканты нечасто выходят из их среды. Только огромное

Количество церковных певчих, уличных музыкантов, таперов и оркестрантов для

Дешевой эстрады плодило прежнее музыкальное образование слепых. Оно идейно

Связано с легендой о биологической компенсации физического дефекта и должно

Отмереть вместе с последней. П. Трошин, наблюдая ощущения дефективных д етей,

Отмечает, что обычные представления в педагогике о первостепенной и

Фундаментальной важности развития органов чувств сильно преувеличены. Сохранение

Анализаторов и даже развитие их совершенно не гарантируют сколько-нибудь

Высокого и сложного строя личности.

Очевидно, речь должна идти не о развитии органов восприятия как о первой

Задаче тифло- и сурдопедагогики, но о некоторых более сложных и целостных,

Активных и действенных формах детского опыта. Кто полагает, что дефект слепоты

Компенсируется воспитан ием слуха и осязания, тот заблуждается и стоит всецело

На старой точке зрения и вне круга социальной педагогики.

Создание социальной тифлопедагогики вместо медицински-филантропической -

Задача величайшей научной важности и огромной практической ценности. Сейчас

Может идти речь только о том, чтобы попытаться нащупать некоторые ее отдельные

Точки. Этой попытке и п освящена настоящая глава. На место биологической

Компенсации должна выступить идея социальной компенсации дефекта. Психика,

Особенно разум-функция социальной жизни. Голый физический стимул света не есть

Полная реальность; истолкование, даваемое ему по средством социальной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: