Глазом, ухом и известными функциями мозга. Все наши орудия, вся техника, все
Знаки и символы рассчитаны на нормальный тип человека. Отсюда и возникает та
Иллюзия конвергенции, естественного перехода натур альных форм в культурные,
Которого на деле не может быть по самой природе вещей и которое мы пытались
Только что раскрыть в его истинном содержании.
Как только перед нами оказывается ребенок, отклоняющийся от нормального
Человеческого типа, отягченный недостатком психофизиологической организации, так
Сразу, даже в глазах наивного наблюдателя, конвергенция сменяется глубокой
Дивергенцией, расхожден ием, несоответствием линий естественного и линий
Культурного развития ребенка. Предоставленный самому себе и своему естественному
Развитию, глухонемой ребенок никогда не научится речи, а слепой никогда не
Овладеет письмом. Здесь приходит на помощь воспитание, которое создает
Искусственную, кул ьтурную технику, специальную систему культурных знаков или
Символов, приноровленных к особенностям психофизиологической организации
Ненормального ребенка.
Так, у слепых зрительное письмо заменяется осязательным - точечный шрифт
Брайля позволяет составить всю азбуку из различных комбинаций выпуклых точек,
Читать, ощупывая эти точки на странице, и писать, прокалывая бумагу и выбивая на
Ней выпуклые точки. Так точно и у глухонемых дактилология (или пальцевая азбука)
Позволяет заменить оптическими знаками, различными положениями руки звуковые
Знаки нашей азбуки и составить особое письмо в воздухе, которое глазами читает
Глухонемой ребенок.
Воспитание идет еще дальше и научает глухонемого устной речи, так как его
Речевой аппарат обычно не поврежден. Такой ребенок глух от рождения, немым же он
Становится из-за того, что он лишен слуховых восприятии. Воспитание научает
Глухого понимать уст ную речь, считывая ее с губ говорящего, т. е. заменяя звуки
Речи зрительными образами, движениями рта и губ. Глухонемой научается говорить,
Пользуясь для этого осязанием, знаком при подражании и кинестетическими
Ощущениями.
Эти специально проложенные окольные пути культурного развития слепого и
Глухонемого ребенка, специально созданная для них письменная и устная речь
Чрезвычайно важны в истории культурного развития в двух отношениях. Слепые и
Глухонемые являются как бы естественным экспериментом природы, показывающим, что
Культурное развитие поведения не связано непременно с той или иной органической