обеспечивающей осуществление плана, явится такая, при которой один институт
Должен стоять в центре исследования каждой области, а другие вести по той же
Линии вспомогательную работу. Мы наметили следующие виды и типы трудного
Ребенка, подлежащие изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые
Дети в собственном смысле этого слова (беспризорные, правонарушители,
Педагогически запущенные), психо- и невропатические дети, у мственно отсталые,
Слепые, глухонемые, логопаты, психически и физически больные. Мы полагали, что в
Каждой из этих областей необходимо обеспечить как сомато-педологическое, так и
Психолого-рефлексологическое глубокое исследование и практическую исслед
Овательскую работу, которую обычно называют обследованием.
Сравнивая эти требования с реальной картиной, которую представляет
Современная педологическая работа в области трудного детства, мы можем заметить,
Что выдвигаемый нами организационный принцип, с одной стороны, оправдан и
|
|
Осуществлен самой жизнью в оф ормившейся или наметившейся специализации
Большинства институтов. Но, с другой стороны, существует серьезное расхождение
плана с действительным положением вещей. Мы полагаем, что диспропорция в
Исследованиях по педологии трудного детства, выражающаяся в стихийном разрешении
Одних частей при незащищенности других, должна быть изжита путем усиления и
Создания нового в недостаточно еще изученной области и рационального
Перераспределения ведущейся работы.
Например, проблема развития трудновоспитуемого ребенка в собственном смысле
Этого слова (беспризорного, правонарушителя, педагогически запущенного, вообще
социогенно трудного), имеющая первостепенное значение для плана в целом и
Стоявшая в центре пере смотра этого вопроса во все годы революции, фактически
Почти не разрабатывается в том направлении, которого требует ревизия всего
Учения о трудном детстве, если не считать отдельных исследователей, работающих в
Этой области. Случайная разработка этой проблемы, ведущаяся, между прочим, в
Отдельных институтах обследовательского типа, во-первых, находится часто не в
Тех руках, которые могли бы по-настоящему направить проблему, а во-вторых, ни в
Каком случае не заменяет той фундаментальной, глубокой р азработки проблемы и
Того исследования всех механизмов образования трудного детства, которых они
Заслуживают. Нельзя обманываться тем, что кто-то сделает эту работу за нас. Надо