Продолжение которых складывался и проводился этот опыт. Основной вопрос, который

Встает перед нами, когда мы говорим о воспитании глу боко отсталого ребенка,

Заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать колоссальные усилия на

Обучение и воспитание глубоко отсталого ребенка и особенно идиота, если

Результаты этих усилий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми нор

мальным ребенком такими ничтожными? Диспропорция между усилиями и результатам!

Работы уже не раз -внушала самые пессимистические выводы многим исследователям,

Подходившим к этой проблеме с практической стороны.

Под влиянием пессимистического взгляда на глубоко отсталых детей происходит

Обычно снижение требований, заведомое сужение, сокращение границ и пределов,

Которые ставит себе воспитание этих детей. Под влиянием такого взгляда,

Естественно, возникают мин ималистские тенденции, стремление свести

Воспитательные задачи по отношению к этим детям до возможного минимума,

Ограничиться самым необходимым.

Этот взгляд и теоретически и практически неправильный, и центральное значение

Книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она красноречивым языком

Фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает эту

Пессимистическую миним алистскую теорию и выдвигает идею педагогического

Оптимизма по отношению к глубоко отсталым детям, притом оптимизма реального,

Проверенного практикой выдержавшего научную критику.

П. П. Блонский в несколько парадоксальной форме выразил в сущности глубоко

Верное основное положение всей современной педагогики отсталого детства, сказав,

Что идиот, лишенный воспитания, теряет в своих возможностях и страдает из-за

Этого не меньше, но больше, чем нормальный ребенок. Если попытаться в позитивной

форме выразить то, что здесь сказано в форме негативной, то можно заключить:

Идиот, подвергающийся соответственному специально организованному рациональному

Воспитанию, выигрывает в своих возможностях не меньше, но больше, чем нормальный

Ребенок. Воспитание нужно отсталому ребенку больше, чем нормальному, - вот

Основная идея всей современной педагогики.

Наивный взгляд, согласно которому ребенок тем меньше нуждается в воспитании,

Чем меньше он имеет, глубоко неправилен. Если мерить отсталого ребенка

Соответствующей ему мерой, то его продвижение с помощью специально

Организованного воспитания на деле д ает более значительные и осязаемые,

Результаты, чем воспитание нормального ребенка.

Таким образом, диспропорция между затрачиваемыми усилиями и получаемыми


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: