Встает перед нами, когда мы говорим о воспитании глу боко отсталого ребенка,
Заключается в следующем: имеет ли смысл затрачивать колоссальные усилия на
Обучение и воспитание глубоко отсталого ребенка и особенно идиота, если
Результаты этих усилий оказываются по сравнению с результатами, достигнутыми нор
мальным ребенком такими ничтожными? Диспропорция между усилиями и результатам!
Работы уже не раз -внушала самые пессимистические выводы многим исследователям,
Подходившим к этой проблеме с практической стороны.
Под влиянием пессимистического взгляда на глубоко отсталых детей происходит
Обычно снижение требований, заведомое сужение, сокращение границ и пределов,
Которые ставит себе воспитание этих детей. Под влиянием такого взгляда,
Естественно, возникают мин ималистские тенденции, стремление свести
Воспитательные задачи по отношению к этим детям до возможного минимума,
Ограничиться самым необходимым.
|
|
Этот взгляд и теоретически и практически неправильный, и центральное значение
Книги Е. К. Грачевой мы видим прежде всего в том, что она красноречивым языком
Фактов, тщательно подбираемых в течение почти полувека, опровергает эту
Пессимистическую миним алистскую теорию и выдвигает идею педагогического
Оптимизма по отношению к глубоко отсталым детям, притом оптимизма реального,
Проверенного практикой выдержавшего научную критику.
П. П. Блонский в несколько парадоксальной форме выразил в сущности глубоко
Верное основное положение всей современной педагогики отсталого детства, сказав,
Что идиот, лишенный воспитания, теряет в своих возможностях и страдает из-за
Этого не меньше, но больше, чем нормальный ребенок. Если попытаться в позитивной
форме выразить то, что здесь сказано в форме негативной, то можно заключить:
Идиот, подвергающийся соответственному специально организованному рациональному
Воспитанию, выигрывает в своих возможностях не меньше, но больше, чем нормальный
Ребенок. Воспитание нужно отсталому ребенку больше, чем нормальному, - вот
Основная идея всей современной педагогики.
Наивный взгляд, согласно которому ребенок тем меньше нуждается в воспитании,
Чем меньше он имеет, глубоко неправилен. Если мерить отсталого ребенка
Соответствующей ему мерой, то его продвижение с помощью специально
Организованного воспитания на деле д ает более значительные и осязаемые,
Результаты, чем воспитание нормального ребенка.
Таким образом, диспропорция между затрачиваемыми усилиями и получаемыми