Современное состояние этого дела во многих частях и моментах сравнительно
Недалеко ушло от начальной классической эпохи, когда впервые была доказана
Принципиальная возможность воспитания и обучения г лубоко отсталых детей и были
Заложены первые основы практического применения принципов воспитания.
Такое застойное, мало продвигающееся вперед состояние воспитательной практики
Делало до некоторой степени однообразным тот психологический и педагогический
Эксперимент, который, как уже сказано, заключен во всяком воспитании глубоко
Отсталого ребенка. Общая педагогика и психология, мало давая теории и практике
Воспитания глубоких олигофренов, сами получали все меньше и меньше от этого
Ценнейшего научно-практического опыта.
Таким образом, теряли обе стороны-и общая, и специальная педагогика.
В настоящее время все больше осознается мысль, что в основе одностороннего
Сближения двух частей педагогики и психологии лежала совершенно ложная
Предпосылка в виде допущения, будто принципы воспитания и обучения,
Устанавливаемые общей педагогикой и п рименяемые к воспитанию нормального
Ребенка, не могут быть перенесены в область воспитания отсталых детей. Однако
Огромная практика по воспитанию легко отсталых детей, так называемых дебилов,
Показала, что это допущение является ни на чем не основанным предрассудком, что
В действительности нормальный и ненормальный ребенок оказываются связанными
Бесчисленными переходами и общие педагогические принципы, получающие,
Качественно своеобразное конкретное выражение в одном и другом случае, на деле
Могут быть сформулированы с наибольшей полнотой тогда, когда охватывают как
Нормального, так и ненормального ребенка. Опыт, отраженный в настоящей книге Е.
К. Грачевой, занимает переходное положение между одним и другим периодом в
Развитии этой области педагогики. С одной стороны, своими корнями он уходит в
Эпоху классиков, восходит к системе Э. Сегена и других основ оположников
Воспитания глубоко отсталых детей. С другой стороны, этот опыт врастает в нашу
Эпоху, составляет часть общей работы по воспитанию отсталых детей, ведущейся в
Советском Союзе и представляющей попытку перестроить всю теорию и практику
Воспит ания ненормального ребенка на тех основах, которые являются в то же время
Основами общей советской педагогики. Такая двойственность не могла не отразиться
На книге, и ее надо понимать как исторический продукт разнородных эпох, в