Установили, так же как и он, что эта тенденция обнаруживается у слабоумного
Ребенка не в меньшей степени, чем у нормального, с той разницей, что у первого
Она проявляется, как правило, только при наглядной ситуации, когда материал
Прерванного действия лежит перед глазами, в то вр емя как у второго она
Обнаруживается независимо от наглядности ситуации независимо от того, находится
Материал перед глазами или нет.
Таким образом, самая возможность воспоминания, представления, мысли о
Прерванном действии создавала возможность сохранения этих процессов и связанных
С ними аффективных побуждении. Слабоумный ребенок, непосредственно связанный с
Конкретной ситуацией, оказался в этом эксперименте, по выражению Келера, рабом
Своего сенсорного поля. Он возвращался к прерванному действию только тогда,
Когда ситуация побуждала, толкала его к этому, когда неоконченная вещь требовала
От него завершения прерванного действ ия.
|
|
Наконец, в третьей серии экспериментов мы пытались изучить характер замещения
Аффективной тенденции при прерванных действиях у нормального и слабоумного
Ребенка. Мы построили эксперименты следующим образом: детям в качестве основной
Деятельности предл агалась задача вылепить из пластилина собаку, причем один раз
Эта деятельность прерывалась и заменялась задачей, сходной с первой по смыслу
(нарисовать собаку через стекло), а в другой раз-задачей, связанной с основным
Действием по характеру деятельно сти (вылепить из пластилина рельсы для стоящего
Тут же на столе вагона).
Исследования показали существенное отличие слабоумных детей от нормальных в
Этой экспериментальной ситуации. В то время как у большинства нормальных детей
Аналогичная по смыслу задача (нарисовать собаку) выступала в качестве
Замещающего действия в гор аздо большей степени, чем задача, аналогичная по
Характеру деятельности (вылепить рельсы), у слабоумных детей явно наметилось
Противоположное отношение. Задача, аналогичная по смыслу, не имела почти никакой
Заместительной ценности, в то время как задача, аналогичная по характеру
Деятельности, обнаружила почти во всех случаях единство настоящего и замещающего
Действия.
Все эти факты, вместе взятые, показывают, думается нам, что зависимость
Интеллекта от аффекта, установленная Левином на основании его опытов, есть
Только одна сторона дела: при соответствующем выборе экспериментальной ситуации
Столь же рельефно выступ ает и обратная зависимость аффекта от интеллекта. Это,