Содержалось в вопросе, и, подобно мольеро вскому врачу, объясняла усыпительное
Действие опия тем, что он обладает усыпительной силой. Мы видим, таким образом,
Глубокие методологические основы того самого вопроса, который был перед нами
Поставлен в приведенном выше воспоминании. И не случайно простая женщина указала
На основной методологический порок целой науки, когда обратила внимание ее
Представителей на то, что определения не углубляются дальше внешнего проявления
Вещей и, следовательно, бессильны чем-нибудь обогатить, что-либо добавить к
Знаниям всякого наивного наблюдателя, следящего за этим внешним проявлением.
Но самое худшее заключается в том, что при таком положении дела наше знание
Не только не поднимается до уровня настоящей науки, но и прямо ведет нас к
Ложным выводам и умозаключениям. И это вытекает из того, что сущность вещей не
Совпадает прямо с их проявлением. Кто судит о вещах только по их случайным
|
|
Проявлениям, тот ложно судит о вещах, тот неизбежно придет к неверным
Представлениям о действительности, которую он изучает, и к неверным практическим
Указаниям о воздействии на эту действительность. Кто будет отождествлять всякий
Кашель и всякую головную боль, тот свалит в одну кучу явления, не имеющие между
Собой ничего общего, тот составит себе ложное представление о действительности и
Никогда не найдет средства излечить кашель. Все дело в т ом, что наука изучает
связи, зависимости, отношения, лежащие в основе действительности" существующие
Между вещами.
Возьмем простой пример. При господстве фенотипической точки зрения в биологии
До Ч. Дарвина кита относили к рыбам, но не к млекопитающим, потому что по
Внешнему строению тела, всей своей жизнью в воде, т. е. фенотипически, он имеет
Гораздо больше обще го с акулой, щукой, чем с оленем и зайцем, хотя
Генотипически, т. е. с точки зрения развития тех реальных связей, которые
Определяют его жизнедеятельность, кит есть млекопитающее, а не рыба. Тот, кто
Признавал кита рыбой, клал в основу этого убеждения верное само по себе
Наблюдение, но и умел правильно истолковать это наблюдение.
То же самое, что произошло в биологии, когда Дарвин создал свою гениальную
Эволюционную теорию и тем дал возможность перейти от фенотипической к
Кондиционально-генетической точке зрения, пережила или должна пережить каждая
Наука. То же самое должна пр оделать сейчас педология.
Мы пришли, таким образом, как будто к неутешительному выводу. Значит,