Исследования трудного детства, заключается в невыясненности основных понятий

связанных с педологическим исследованием ("диагноз", "прогноз", "назначение" и

Т. д.). Педология еще не у становила точно, что она должна исследовать, как

Должна это определять, что должна уметь предвидеть, какие советы должна давать.

Без выяснения этих общих для всякого педологического исследования вопросов

Невозможно выйти за пределы того жалкого и скуд ного эмпиризма, в котором

Погрязла сейчас наша практическая методика. Ответить на эти вопросы педология

Сможет, если она действительно последовательно продумает свои основные

Теоретические положения до самого конца и сумеет сделать из них правильные п

Рактические выводы.

Вторая трудность, определившая кризис, лежит, как уже сказано, не столько в

Общей методике педологического исследования, сколько в педологии трудного

Детства. Состояние педологии трудного детства напоминает сейчас состояние

Психиатрии до Э. Крепелина, т. е. до создания научной системы психиатрической

Клиники. Эта историческая параллель кажется в высшей степени поучительной, ибо

Она позволяет нам не только утешаться, сознавая, что другие науки переживали

Сходное с нами положение, но и прямо указывает, как выйти из этого положения,

Или, вернее, каким путем другие науки в свое время преодолели аналогичный кризис

И в чем, следовательно, заключается задача, стоящая перед педологией сейчас.

Как известно, психиатрия до Э. Крепелина основывалась на внешнем описании

Отдельных проявлений душевных заболеваний. Психозы, говорит О. Бумке2 об этом

Периоде в развитии психиатрии, классифицировались тогда по чисто внешним

Проявлениям и отдельным си мптомам вроде тех, какими кашель или желтуха являются

В учении о внутренних болезнях. Ясно, что таким способом нельзя было доискаться

Природы и внутренней связи отдельных душевных расстройств, точно так же, как на

Этом пути немыслимо было найти ни изл ечения этих болезней, ни предотвращения

Их. Крепелин первым создал систематику психических болезней, сделавшую

Проявление болезни, ее симптомы лишь признаками, обнаружениями, за которыми

Скрывался настоящий патологический процесс, определяемый не толь ко проявлением

Болезни в данный момент, но ее происхождением, течением? клиническим исходом,

Анатомическими находками и другими моментами, которые, будучи взяты вместе,

Образуют полную картину настоящей болезненной формы. Таким образом, говорит

Бумке, крепелинская система душевных болезней вскоре после того, как она была


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: