Социального развития ребенка). При этом замечателен тот факт, что само по себе

Недоразвитие высших психические функций не обязательно связано с дебильностью.

Но очень часто то и другое встречается вместе, так как между обоими этими

Явлениями: существует не механическая, а генетическая и

Функционально-структурная связь, раскрыть которую не представляет особого труда

После ряда специальных исследований, посвященных, этому вопросу.

Один из центральных факторов детского культурного развития, как показывает

Исследование,-сотрудничество. Коллектив как фактор развития высших психических

Функций выступает на первое место в свете новых исследований. Дебильный ребенок

Настолько отличае тся по интеллектуальному уровню от других детей, что

Происходит его выпадение из детского- коллектива и либо он развивается вне

Детского коллектива, либо, что бывает чаще, линия его развития в коллективе,

Линия развития социальной стороны его поведения становится резко замедленной,

Однообразно тягучей, в связи с тем что его продвижение наталкивается на

Трудности из-за его слабоумия. Нам приходилось наблюдать множество

Детей-дебилов; которые годами занимали одну и ту же позицию в детском

Коллективе, не участвуя активно в его жизни, выпадая из него на каждом шагу. Тем

Самым обусловливались низшие формы сотрудничества с другими детьми, а

Следовательно, и недоразвитие социальной стороны поведения и высших психических

Функций, строящийся в процессе этого развития.

Таким образом, возникает недоразвитие высших психических функций. Оно

Интересно тем, что хотя и связано с дебильностью, но не непосредственной, а

Опосредованной связью. Недоразвитие высших психических функций не является

Прямым и непосредственным след ствием слабоумия ребенка, оно является вторичным

Осложнением, механизм возникновения которого мы пытались схематически только что

Набросать. Замечателен и другой факт: вторичное осложнение может и не

Сопровождать дебильность там, где условия развития дебила с самого начала

Парализуют обе причины, о которых мы говорили выше как об основных факторах,

Приводящих к возникновению детского примитивизма.

Больше того: нам приходилось наблюдать и такие случай, когда повышенное

Культурное развитие дебила, явно не соответствующее развитию его элементарных

Интеллектуальных функций, являлось как бы центральной сферой компенсации у

Такого ребенка. Мы склонны думать, что явления аналогичного порядка, правда в

Односторонней форме, лежат и в основе так называемого салонного слабоумия, самый


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: