Недоразвитие высших психические функций не обязательно связано с дебильностью.
Но очень часто то и другое встречается вместе, так как между обоими этими
Явлениями: существует не механическая, а генетическая и
Функционально-структурная связь, раскрыть которую не представляет особого труда
После ряда специальных исследований, посвященных, этому вопросу.
Один из центральных факторов детского культурного развития, как показывает
Исследование,-сотрудничество. Коллектив как фактор развития высших психических
Функций выступает на первое место в свете новых исследований. Дебильный ребенок
Настолько отличае тся по интеллектуальному уровню от других детей, что
Происходит его выпадение из детского- коллектива и либо он развивается вне
Детского коллектива, либо, что бывает чаще, линия его развития в коллективе,
Линия развития социальной стороны его поведения становится резко замедленной,
Однообразно тягучей, в связи с тем что его продвижение наталкивается на
Трудности из-за его слабоумия. Нам приходилось наблюдать множество
Детей-дебилов; которые годами занимали одну и ту же позицию в детском
Коллективе, не участвуя активно в его жизни, выпадая из него на каждом шагу. Тем
Самым обусловливались низшие формы сотрудничества с другими детьми, а
Следовательно, и недоразвитие социальной стороны поведения и высших психических
Функций, строящийся в процессе этого развития.
Таким образом, возникает недоразвитие высших психических функций. Оно
Интересно тем, что хотя и связано с дебильностью, но не непосредственной, а
Опосредованной связью. Недоразвитие высших психических функций не является
Прямым и непосредственным след ствием слабоумия ребенка, оно является вторичным
Осложнением, механизм возникновения которого мы пытались схематически только что
Набросать. Замечателен и другой факт: вторичное осложнение может и не
Сопровождать дебильность там, где условия развития дебила с самого начала
Парализуют обе причины, о которых мы говорили выше как об основных факторах,
Приводящих к возникновению детского примитивизма.
Больше того: нам приходилось наблюдать и такие случай, когда повышенное
Культурное развитие дебила, явно не соответствующее развитию его элементарных
Интеллектуальных функций, являлось как бы центральной сферой компенсации у
Такого ребенка. Мы склонны думать, что явления аналогичного порядка, правда в
Односторонней форме, лежат и в основе так называемого салонного слабоумия, самый