Как мы уже говорили, хотя речь идет все время о диагностике умственного

развития ребенка, но тем не менее диагноз развития, разумеется, "не

Ограничивается измерением интеллекта. Он основывается на всех проявлениях и

Фактах созревания... Синтетическая, динамическая картина тех проявлений,

Совокупность которых мы называем личностью, также входит в рамки исследования.

Мы не можем, конечно, точно измерить черты личности. Нам с трудом удается даже

Определить, что мы называем Личностью, но, с точки зрени я диагностики развития,

мы должны следить за тем, как складывается и созревает личность" (там же, с.

347-348). "Термин "развитие" не делает ложных различий между вегетативным,

Чувствительно-двигательным и психическим развитием. Он ведет к научному и п

Рактическому согласованию всех доступных критериев развития... Идеально полный

Диагноз развития обнимает собою все явления психического и нервного порядка в

Связи с анатомическими и физиологическими симптомами развития... Будущее

Развитие антропологии, физиологии и биохимии несомненно снабдит нас нормами для

более правильной оценки уровня развития" (там же, с. 365).

Другие различия в диагностике развития, как уже говорилось, связаны с

Различением последовательных ступеней в развитии диагноза. А. А. Невский

Различает симптоматический, или эмпирический, диагноз, который ограничивается

Констатированием определенных особенностей или симптомов, и на основании этого

Непосредственно строит практические выводы. В качестве примера он приводит

Комплектование вспомогательных школ, когда очень часто единственным критерием

Для отбора детей является низкий психологический профиль или низкий показатель

Одаренности по одному из существующих тестовых методов. Иными словами, на

Основании отдельных симптомов ставится практический диагноз умственной отст

Алости. Между тем даже в клинической психиатрии практика диагноза умственной

Отсталости (оли-гофрения, дебильность), построенная на основании более или менее

Всестороннего врачебного исследования, служит по существу лишь симптоматическим

Диагнозом, во всяком случае до тех пор, пока не удастся установить и причины

Отсталости ребенка.

Нам думается, что симптоматический, или эмпирический, диагноз не есть научный

Диагноз в собственном смысле слова. Ошибочность его не только в том, что он не

Устанавливает причин, но ив другом. Дело в том, что многие действительно научные

Клинические д иагнозы также не устанавливают причины, тем не менее они являются


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: