Величина редакционного коллектива

Первый же вопрос, который встает перед учредителем нового СМИ, уже решившим проблемы создания его финансовой и мате­риальной базы и приступившим к набору будущих его работни­ков, — сколько сотрудников должно быть в редакции? Как опре­делить оптимальную величину ее коллектива? Однозначного отве­та на этот вопрос не существует. Можно лишь с уверенностью сказать, что для выпуска крупного издания создают крупную ре­дакцию, для издания небольшого печатного или аудиовизуально­го органа величину редакции можно уменьшить. В каждом конк­ретном случае придется учитывать множество факторов: перио­дичность выхода издания, его объем — количество полос и их формат в номере газеты или продолжительность телепрограммы, тип издания и характер его аудитории, профессиональную квали­фикацию сотрудников редакции и др. И возможности оплаты их труда — с учетом их стоимости на рынке рабочей силы.

В современных рыночных условиях учредитель и руководитель редакционного коллектива вынуждены исходить из требования предельного ограничения его величины, оставляя в редакции лишь тот минимум, который в состоянии обеспечить выпуск издания без снижения его уровня.

Разумеется, безвозвратно прошло то время, когда в годы Ве­ликой Французской революции Марат мог сам выпускать свою газету «Друг народа», являясь одновременно автором ее материа­лов, редактором, издателем и распространителем. Подобные при­меры можно найти и в наше время, но это лишь редкие исключе­ния из правил, объяснимые особыми обстоятельствами. Для того чтобы сейчас выпускать даже небольшую газету, не говоря уж о телерадиопрограмме, требуется минимальный коллектив хотя бы из двух-трех человек с разделением между ними редакционных обязан­ностей. Но с другой стороны, сейчас прошло время гигантских, раз­дутых редакций с несколькими сотнями сотрудников. Теперь руко­водитель коллектива, редакционный менеджер, определяя его вели­чину, исходит из правила: ни одного работника свыше оптимального минимума, но и ни одним сотрудником меньше! Конечно, с изме­нением условий выхода издания и его характеристик, например, с увеличением объема номеров или учащением их выхода, увели­чивается и коллектив редакции, устанавливается новый оптималь­ный минимум ее величины.


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

Задачу минимизации величины редакции все чаще решают, умень­шая количество ее штатных работников и одновременно привле­кая все больше нештатных сотрудников. При этом часть последних работают в редакции на постоянной основе, некоторым из них даже поручают ведение определенных тематических рубрик изда­ния. Но оплачивают их работу только гонораром за публикации. С ними могут заключить договор-контракт на определенное вре­мя, оговорив в нем условия сотрудничества. Охотно обращаются к такой форме трудовых отношений в редакциях изданий с низкой периодичностью их выхода, например в журналах-ежемесячниках. Все это позволяет руководству редакцией значительно сократить расходы на оплату ее штатных работников.

С ослаблением финансовой базы издания, стремясь сократить расходы, менеджер может посоветовать руководителям коллекти­ва уменьшить количество штатных работников. В некоторых редак­циях крупных газет по этой причине резко сократили число соб­ственных корреспондентов, в частности зарубежных, оставив кор­пункты лишь там, где без них нельзя обойтись. Так, в «Известиях» из полусотни зарубежных собкоров оставили немногим больше десятка. Их недостаток пытаются возместить, направляя журнали­стов из редакции в разные регионы в роли специальных коррес­пондентов с разовыми заданиями.

Подобная минимизация величины редакции возможна, понят­но, только при достаточно высоком профессиональном уровне ее сотрудников. Их слабая подготовка неизбежно заставляет увеличи­вать коллектив и расходы на его содержание. Большое влияние минимизация величины редакции оказывает и на состав ее кол­лектива, и на организацию его работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: