Состав редакционного коллектива

Не меньшую роль играет менеджер и в подборе журналистских кадров, в определении оптимального состава коллектива. Ответив на первый, уже известный нам вопрос: сколько работников требу­ется для подготовки и выпуска издания, — учредитель СМИ и руководитель коллектива должны найти ответ на второй вопрос: какие работники нужны редакции, представители каких журнали­стских, технических и коммерческих специальностей? Рекоменда­ции менеджера помогают быстрее найти ответ на этот вопрос. Они способствуют формированию кадровой политики руководителей редакции, давая экономическое обоснование решениям о приглашении


Глава 17. Менеджмент и редакция

журналистов и других сотрудников в ее коллектив или об освобождении от работы не справившихся с обязанностями, о передвижении работников из одной структуры в другую и т.п.

Оптимизировать состав редакции невозможно, заполняя штат­ные должности первыми встречными, назвавшими себя журнали­стами. Как и приглашать на работу опытных журналистов, не учи­тывая их профессиональных интересов, специализации. Между тем в процессе разделения труда в редакциях СМИ уже давно возник­ли различные журналистские и технические специальности и спе­циализации. Их формирование идет по нескольким направлениям. Часто это отраслевая специализация, в результате которой в от­раслевых отделах газетных и журнальных редакций работают жур­налисты-экономисты и международники, специалисты в области политики, права, социальных проблем, культуры, науки и образо­вания и т.д. Иногда в редакциях возникает спрос на представителей жанровой специализации — обозревателей, очеркистов, сатириков, рецензентов и др. Некоторые журналистские специальности — ре­портера, работника редакционного секретариата, собственного корреспондента и другие — связаны с выполнением определен­ных функций в процессе подготовки и выпуска издания.

Одно из направлений специализации определяется типом СМИ: требования, предъявляемые журналистам на телевидении или ра­дио, во многом различаются и еще больше отличаются от требова­ний к журналистам редакций печатных периодических изданий или информационных агентств. Эта специализация углубляется в зависимости от характера издания, особенностей его аудитории, периодичности выхода и др. Так, журналистов, работающих в пе­риодической печати, можно разделить на две группы. К первой относятся газетчики, ко второй — сотрудники журналов. У них много общего, но немало и особенностей. Если, например, непре­менным качеством газетчика является оперативность, то для ра­боты литературного сотрудника ежемесячного журнала она имеет меньшее значение. Зато в его творчестве большую роль играют ана­литичность, способность к обобщениям и оценкам. Этого требуют далеко не от каждого газетчика.

Множество различных новых специальностей возникло на теле­видении. Автор, сценарист и художественный руководитель програм­мы, режиссер и оператор, ведущий и специалисты по свету и звуку и т.д. — сложность подготовки телепрограммы потребовала узкой и дробной творческой и технической специализации. Нередко грани­цы между ними стираются, особенно в небольшом коллективе.


Раздел IV. Основы редакционного менеджмента

Эффективность работы журналиста, сотрудника технического или коммерческого подразделения в большой степени определя­ется соответствием его специализации месту, которое он занимает в коллективе редакции. Если такое соответствие отсутствует, это приводит к снижению уровня работы сотрудника — возрастанию времени выполнения задания, возможности ошибок, возникно­вению необходимости оказывать ему помощь и т.п. И к увеличе­нию расходов, связанных с его работой. Держать такого сотрудни­ка на неподходящем для него месте экономически невыгодно. При­ходится переводить этого работника на другое место или освобождаться от него, неизбежно травмируя его. Редакция заин­тересована в том, чтобы в ней работали высококвалифицирован­ные профессионалы, специалисты в определенной области подго­товки и выпуска издания. Только коллектив, состоящий из таких специалистов, может обеспечить высокий уровень газеты или про­граммы, позволит избежать ошибок и сопряженных с ними расхо­дов, добиться экономии финансовых средств, материалов и вре­мени. Поэтому менеджер внимательно наблюдает за составом ре­дакционного коллектива, рекомендуя меры, направленные на его укрепление. При этом ему приходится учитывать тип издания, вы­пускаемого редакцией или компанией.

Составы редакций изданий разного типа во многом различа­ются. Если, например, массовой общественно-политической газе­те требуются репортеры и секретариатчики, журналисты-эконо­мисты и специалисты в области политики, социальных и право­вых проблем, обозреватели и международники, представители других направлений отраслевой специализации, то у редакции де­лового издания — газеты или телерадиопрограммы — иной состав работников. Ей нужны в первую очередь журналисты, специализи­рующиеся в разных областях экономики — финансов, товарных рынков, биржевой деятельности и других, а также рекламы, ста­тистики и т.п., и лишь потом репортеры. И совершенно другой состав у редакции электронной версии печатной газеты или жур­нала. Все это создает дополнительные трудности, которые прихо­дится преодолевать менеджеру, помогающему формировать кад­ровую политику редакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: