Формы и методы управленческой деятельности применяются в определенной последовательности, цикличности, диктуемой интересами и целями подготовки, принятия и исполнения управленческих решений, проведения организационных мероприятий. Этапы управленческой деятельности со своим особым набором форм и методов называются стадиями (циклами) управленческой деятельности. Сами стадии имеют логическую связь и образуют в совокупности кругооборот управленческих действий - единичный «виток» управленческого процесса. Выделяются
7 стадий управленческого процесса:
1) анализ и оценка управленческой ситуации;
2) прогнозирование и моделирование необходимых (и возможных) действий по сохранению и преобразованию состояния управленческой ситуации (в субъекте и объектах государственного управления);
3) разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий;
4) обсуждение и принятие правовых актов и осуществление организационных мероприятий;
5) организация исполнения принятых решений (правовых и организационных);
|
|
6) контроль выполнения и оперативное информирование;
7) обобщение проведенной управленческой деятельности, оценка новой (результирующей) управленческой ситуации.
Каждая из стадий отличается набором интеллектуальных и практических действий.
1. При анализе и оценке управленческой ситуации необходимо знание (и познание) закономерностей и организационных форм изучаемых процессов, а также комплексный подход, охватывающий управляемые объекты в их многообразии, совокупности и взаимозависимости, системное «видение» управляемых объектов, которые всегда бывают какой-то частью больших и сложных систем, конкретно-историческая оценка состояния управляемых объектов, поскольку она всецело зависит от выбора времени и обстоятельств анализа. (Сбор необходимой информации.)
2. Объем и содержание стадии прогнозирования и моделирования необходимых (возможных) действий определяются, с одной стороны, тем, какова управленческая ситуация, в чем ее состояние и смысл, а с другой - каких решений она требует. Выделяют 4 вида управленческих решений в зависимости от управленческих ситуаций:
а) стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
б) бинарное решение («да» или «нет»);
в) многоальтернативное решение (имеется широкий спектр альтернатив);
г) инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.
На этой стадии необходимо учитывать ограничивающие условия и факторы, наличные и возможные материальные и финансовые ресурсы, «поле» и пределы действий, установленные законодательством, время, отведенное на решение данной управленческой ситуации, человеческий потенциал и многое другое. Найти (выбрать) оптимальный вариант решения — вот смысл данной стадии.
|
|
3. Разработка предполагаемых правовых актов или организационных мероприятий во многом связана с кругом участников этой стадии, их отношением к предшествующей управленческой деятельности, со взаимодействием руководящего звена и оперативно-исполнительного персонала.
4. Стадия обсуждения и принятия правовых актов и осуществления организационных мероприятий. В ней следует строго соблюсти установленные процедуры, дать объективную характеристику рассматриваемому вопросу, объяснить причины, оказавшие влияние на данный выбор варианта решения, раскрыть условия, при которых должна решаться поставленная задача, определить ее значение для функционирования управляемых объектов, выделить ресурсы, достаточные для ее реализации, установить сроки ее решения, указать персонально исполнителей или ответственных за решение задачи, предусмотреть возможные количественные и качественные ограничения, а также формы помощи при преодолении непредвиденных трудностей, назвать ожидаемые результаты и критерии эффективности решения. Главное в этой стадии - воплотить в правовом акте или организационном мероприятии достаточный потенциал управляющих воздействий.
5. Исполнение принятых решений (правовых и организационных). Эта стадия включает в себя: своевременное оформление решений в качестве документа со всеми необходимыми реквизитами; адресное доведение информации, содержащейся в решениях, до исполнителей; обеспечение понимания и адекватной трактовки содержания решения; обсуждение и согласование между исполнителями плана действий по реализации решения; осуществление конкретных и предметных действий по претворению в жизнь всего того, что намечено и оговорено в решениях (менее всего освоена теоретически и практически).
6. Контроль представляет собой обратную связь, которая сигнализирует о ходе и состоянии реализации решений. При этом необходимо выбирать контролируемые параметры, в которых содержится вклад соответствующих явлений, отношений и процессов в общественную жизнедеятельность, а также находить критические точки, в которых наблюдаемые или преобразуемые явления, отношения и процессы протекают наиболее трудно, кризисно. Информирование в данной стадии должно идти непрерывно, с момента начала исполнения управленческого решения.
7. При ее осуществлении целесообразно определять:
- соответствие итогов реализации решения (правового или организационного) тем целям, задачам, заданиям, установлениям и т.д., которые были в нем сформулированы;
- реальное использование при реализации решения тех форм, методов, средств, ресурсов, информации и т.д., которые были в нем намечены и предложены;
- реальные поступки и действия исполнителей, благодаря которым получен соответствующий результат. Необходима объективная оценка возникшей управленческой ситуации, отражающая результат управляющих воздействий и служащая одновременно основанием для нового «витка» «управленческих действий, так как ошибки, рожденные в одном «витке» управленческого процесса, будут переноситься в следующий и к тому же нарастать.
Полное и умелое использование возможностей стадий управленческой деятельности способствует лучшей реализации целей и функций государственного управления, а также упорядочению общей управленческой деятельности.