Культура Киевской Руси

Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных чело­веком в процессе его общественно-исторической трудовой практики.

В основе культуры Киевской Руси лежит славянская дохристианская культура, которая с принятием христианства подверглась влиянию Византии, Болгарии, а че­рез них античной и ближневосточной культурным традициям.

Одним из основных показателей культурного уровня является наличие пись­менности. Первые свидетельства письменности у славян найдены под Смоленском и говорят о ее наличии еще в 10 в. (до принятия христианства).

Есть свидетельства о принятии на Руси глаголицы во второй половине 9 в., по­пытках писать греческим алфавитом. Миссионеры Кирилл и Мефодий в 60-е годы 9 в. видели Евангелие, написанное славянским шрифтом.

Примерами наличия письменности и распространения грамотности на Руси яв­ляются берестяные грамоты, обнаруженные в ходе археологических раскопок древ­нерусских городов.

Во второй половине 9 в. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали глаголиче­ский алфавит, который впоследствии был преобразован в кириллицу.

Годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) стали временем политического и культурного расцвета Киевской Руси.

В 1036 г. у стен Киева Ярослав окончательно разгромил печенегов, и это собы­тие стало началом процветания великого города. В честь победы был воздвигнут собор Святой Софии, который по красоте и величию не уступал подобному собору в Константинополе.

Киев времен Ярослава превратился в один из крупнейших городских центров всего христианского мира. В городе было 400 церквей, въезд в него украшали золо­тые ворота, имелось восемь рынков. В укрепление могущества Руси, Ярослав, без разрешения на то Константинополя, своей властью назначил главу церкви. Первым русским митрополитом стал Иларион Берестов.

В правление Ярослава огромное внимание было уделено просвещению. В Кие­ве и Новгороде открылись училища для священнослужителей. При Ярославе в Кие­ве было положено начало русскому летописанию.

Первый летописный свод, относящийся к концу 11 в., дошел до современников в составе Новгородской летописи.

Сподвижник Ярослава митрополит Иларион создал памятник русского богосло­вия, философии и истории - «Слово о законе и благодати».

Успехами просвещения этого периода Русь обязана личным достоинствам Яро­слава. Будучи убежденным христианином и просвещенным человеком, он собрал в Киеве переводчиков и книгописцев и начал издательство греческих книг, привезен­ных на Русь из Византии.

Так шел процесс приобщения к культуре античного мира и Византии. В этот пе­риод развивался национальный былинный эпос, в котором нашли отражение собы­тия времен правления Ярослава Мудрого («Соловей Будимирович») и Владимира Мономаха (былины об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович»).

Выдающимся культурным достижением было составление свода письменных законов, который получил название «Русская Правда» или «Правда Ярослава». До­кумент включал уголовные и гражданские законы, устанавливал судопроизводство, определял наказания за совершенные проступки или преступления.

На основании этого можно было судить о социальном устройстве, нравах и обычаях русского общества того времени.

По гражданским делам «Русская Правда» устанавливала суд двенадцати вы­борных (пытки и смертная казнь отсутствовали).

При Ярославе успешно развивались внешнеполитические связи Руси. С родом Рюриковичей почитали за честь породниться могущественные монархи христианско­го мира.

Сын Ярослава Всеволод стал зятем императора Византии, его дочери Анна, Анастасия и Елизавета вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: