При искусственной тяге в топку котла воздух подается дутьевым вентилятором, а продукты сгорания топлива удаляются в атмосферу дымососом.
Дутьевой вентилятор (см.рис. 56) состоит из следующих узлов: ходовой части, улиткообразного корпуса с всасывающим и нагнетательным патрубками, рабочего колеса и направляющего аппарата.
Рис. 56. Дутьевой вентилятор:
1- улиткообразный корпус
2- прокладка
3- рабочее колесо
4- направляющий аппарат
5,6- уплотнительные сальники
7- ходовая часть
8- рифма-болт
9- муфта
10- электродвигатель
11- вал
12- термометр
13- указатель уровня масла.
Ходовая часть состоит из вала, который вращается на двух шариковых или роликовых подшипниках. Вся ходовая часть размещена в масляной ванне, которая имеет крышку и поддон. Масляная ванна заполняется веретенным или турбинным маслом. Температура масла проверяется термометром, а уровень — по указателю уровня масла, который размещен на масляной ванне.
Рабочее колесо — это устройство, состоящее из диска, к которому приварены или приклепаны лопатки, концы которых соединены между собой кольцом. К диску приварена втулка (ступица), с помощью которой он закрепляется на валу. При вращении рабочего колеса вентилятора, воздух по воздуховоду подводится к его центру и за счет центробежной силы отбрасывается от центра к периферии и нагнетается в подземный воздуховод и дальше подается к горелкам и в топку котла. В центре рабочего колеса образовывается разрежение, куда беспрерывно поступает воздух.
|
|
Направляющий аппарат (см.рис. 57) устанавливается перед вентилятором на всасывающем патрубке. Он состоит из металлического патрубка с фланцами, внутри которого размещены поворотные лопатки. Все лопатки имеют общий поворотный механизм, с помощью которого они могут возвращаться одновременно на одинаковый угол даже к полному перекрытию патрубка. Лопатки построены таким образом, что они придают потоку воздуха предварительное завихревание в ту же сторону, в которую вращается ротор вентилятора, благодаря чему сопротивление входу воздуха уменьшается.
Рис. 57. Схема устройства направляющего аппарата:
1- кожух направляющего аппарата
2- поворотные лопатки
3- привод
4- кожух дымососа
5- колонка дистанционного управления.
Наибольшее распространение получили центробежные дутьевые вентиляторы, которые выпускаются следующих марок: ВД-6; ВД-8; ВД-10; ВД-12; ВД-13,5; ВД-18; ВД-20, где В — вентилятор, Д — дутьевой, цифра указывает на диаметр рабочего колеса в дециметрах.
Дымосос (см.рис. 58) предназначен для создания искусственной тяги и удаления продуктов сгорания в атмосферу. Они выпускаются следующих марок: Д-8; Д-1О; Д-12; Д-13,5; Д-15,5; Д-18; Д-20. Д — дымосос, цифра указывает диаметр рабочего колеса в дециметрах.
|
|
Рис. 58. Центробежный дымосос типа Д одностороннего всасывания.
а — дымосос,
б — направляющий аппарат.
1- соединительная муфта
2- ходовая часть
3- термометр
4- кожух-улитка
5- ротор (крыльчатка)
6- рычаг поворота лопаток
7- коробка поворотной лопасти
8- рассекатель
9- поворотные лопасти
10- поворотное кольцо
11- фундаментные болты.
Строение дымососа типа Д, аналогичное строению вентилятора типа ВД, но имеет следующие особенности:
- корпус, рабочее колесо, ступица рабочего колеса, направляющий аппарат выполненные из жаропрочной стали, это обусловлено тем, что дымососы рассчитаны на работу при температуре газов 200-250°С;
- в масляной ванне размещен змеевик с подводом воды для охлаждения масла;
- корпус дымососа обязательно покрывается тепловой изоляцией.
Дымосос, как правило, выбирается по производительности больше, чем дутьевой вентилятор, так как продуктов сгорания по объему больше необходимого для горения воздуха и необходимого в топке разрежения. Он рассчитывается на полную нагрузку котла с некоторыми запасами: по производительности на 10% и по напору на 15%.
Регулирование нагрузки осуществляется с помощью направляющего аппарата, устроенного аналогично, как у вентилятора.
В данное время промышленностью выпускаются вентиляторы и дымососы новой унифицированной серии 0,55-40-1 (см.рис. 59) с загнутыми назад лопатками.
Рис. 59. Дымосос (дутьевой вентилятор) типа 0,55-40-1 от №- 8 к №- 12,5.
1- электродвигатель
2- рабочие лопатки
3- рабочее колесо
4- фланец отводящего патрубка
5- направляющий аппарат
6- лопатки направляющего аппарата
7- приводная рукоятка поворота лопаток направляющего аппарата
8- фланец всасывающего патрубка
9- кожух.
Дымососы и вентиляторы этой серии в зависимости от конструктивного выполнения делятся на две группы. машины меньших типо – размеров ДН (дымососы) и ВДН (дутьевые вентиляторы) №- 8; 9; 10; 11,2; 12,5 выпускаются с посадкой рабочего колеса непосредственно на вал электродвигателя. Дымососы рассчитаны на долговременную работу при температуре продуктов сгорания 250°С.
Дымососы ДН и ВДН №- 15, 17, 19, 21 имеют собственные подшипники (корпуса которых охлаждаются водой), соединяются с валом электродвигателя с помощью муфты и рассчитаны на долговременную работу при температуре продуктов сгорания 200оС.