Интеграция российского РЦБ в мировую финансовую систему, безусловно, привнесла ряд положительных аспектов в деятельность резидентов, но одновременно усилила зависимость отечественного фондового рынка от конъюнктуры международных рынков капитала.
В настоящее время уровень развития российского РЦБ, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского РЦБ и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.
Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные РЦБ, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.
В соответствии с указанными элементами конкурентоспособности финансового рынка ФСФР предлагает 12 приоритетных задач, решение которых нацелено на долгосрочное развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров:
- консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;
- формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
- снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
- создание широких возможностей для секъютеризации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;
- расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
- внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
- развитие коллективных инвестиций;
- обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
- развитие и совершенствование корпоративного управления;
- предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
- совершенствование регулирования на финансовом рынке;
- формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.
В целом, по мнению ФСФР, решение перечисленных задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие показатели (табл.1)
Таблица 1 - Целевые показатели роста российского финансового рынка
Показатели | |||
Капитализация публичных компаний, трлн руб. | 32,3 | ||
Соотношение капитализации к ВВП, в % | 97,8 | ||
Биржевая торговля акциями, трлн руб. | 31,4 | ||
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн руб. | 1,2 | 6,6 | |
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн руб. | 0,8 | 5,8 | |
Годовой объем публичных размещений акций, по рыночной стоимости, трлн руб. | 0,7 | 1,3 | |
Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн чел. | 0,8 | ||
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, в % |
Утвержденная Стратегия определяет приоритетные направления деятельности государственных органов в сфере регулирования финансового рынка. Цель настоящей Стратегии состоит в обеспечении ускоренного экономического развития страны посредством качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра, способного сконцентрировать предложение широкого набора финансовых инструментов, спрос на финансовые инструменты со стороны внутренних и внешних инвесторов и тем самым создать условия для формирования цен на такие финансовые инструменты и соответствующие им активы в Российской Федерации.
В соответствии с данной целью предполагается расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка.
Учитывая, что рынок производных финансовых инструментов является динамично развивающимся, и виды этих инструментов постоянно обновляются, следует признать нецелесообразным установление на законодательном уровне исчерпывающего перечня производных финансовых инструментов и их определений. В то же время необходимо закрепить федеральным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков право утверждать примерный перечень производных финансовых инструментов и требования к базисным активам производных финансовых инструментов, а также наделить биржи и саморегулируемые организации правом квалифицировать производные финансовые инструменты.
Стратегией предписано, что в отношении бирж следует установить более высокие требования по допуску финансовых инструментов к торгам и обеспечению исполнения сделок, совершенных на биржевых торгах, а также требования пруденциального надзора. При этом необходимо закрепить исключительно за биржами осуществление листинга финансовых инструментов и допуск ценных бумаг к торгам без осуществления государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг в предусмотренных законами случаях. Надлежит расширить полномочия бирж по раскрытию информации о ценных бумагах и об эмитентах, контролю над уровнем и качеством корпоративного управления в акционерных обществах, ценные бумаги которых допущены на биржу, и допуску ценных бумаг к обращению.
Основная задача развития учетных институтов состоит в снижении рисков, связанных с осуществлением учета прав на ценные бумаги, и сокращения сроков проведения операций по счетам депо (лицевым счетам). Необходимо принять меры, направленные на увеличение устойчивости и надежности учетных институтов, в частности, расширить практику страхования рисков профессиональной ответственности, ввести дополнительные качественные требования к регистраторской деятельности, включая пременение электронного документооборота для взаимодействия с владельцами и номинальными держателями ценных бумаг, при сокращении до необходимого минимума количественных требований.
Надлежит также урегулировать вопросы ответственности регистраторов и депозитариев при несанкционированном списании ценных бумаг со счета владельца. Кроме того, следует предусмотреть ежедневную сверку ценных бумаг, права на которые учитываются депозитарием на счетах депо, с ценными бумагами, учтенными на счетах номинального держателя, открытых депозитарию в реестрах владельцев ценных бумаг.
В целях снижения административных барьеров и упрощения процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг необходимо следующее:
- внести уточнения в регулирование процедуры эмиссии биржевых облигаций, а также расширить круг лиц, имеющих право выпускать биржевые облигации;
- отказаться от проведения технических эмиссий ценных бумаг, которые направлены на изменение номинальной стоимости и объема прав по ранее размещенным ценным бумагам. Процедуру эмиссии ценных бумаг в этих случаях следует заменить процедурой внесения изменений в зарегистрированное ранее в установленном порядке решение о выпуске ценных бумаг;
- упростить процедуру эмиссии дополнительных выпусков ценных бумаг, если ценные бумаги эмитента того же вида включены в котировальный список, предусмотрев возможность допуска таких ценных бумаг к торгам на фондовой бирже без осуществления государственной регистрации их выпуска.
В целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка, обеспечения участия в размещении глобальных инвесторов следует предусмотреть условия размещения ценных бумаг, аналогичные тем, которые действуют на развитых иностранных финансовых рынках.
Стратегией предусматривается также совершенствование клиринговых процедур и расчетов, развитие системы пруденциального надзора; обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг, а также предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке.
Для повышения роли государства на фондовом рынке преодолеть раздробленность и пересечение функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг; создать жесткую регулятивную инфраструктуру рынка и ее правовую базу; организовать систему отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг; гармонизировать российские и международные стандарты, используемые на РЦБ; срочно создать государственную или полугосударственную систему защиты инвесторов и ценных бумаг от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов.
Все перечисленные меры обеспечат повышение конкурентоспособности российского фондового рынка, способного противостоять распространению мировых финансовых кризисов.
Для долгосрочного развитие российского финансового рынка и формирование в России одного из мировых финансовых центров необходимо
консолидировать и повышать капитализацию российской финансовой инфраструктуры; формировать благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг; снижать административных барьеров и упрощать процедуры государственной регистрации выпусков ценных бумаг; формировать и продвигать положительного имиджа российского финансового рынка и другие мероприятия.