Головная(Республиканская)
Научно - методическая библиотека
ГАФК им. П.Ф. Лвсгафта
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ • 2004
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Предмет, задачи, содержание и методы изучения менеджмента физической культуры как отрасли научных знаний.
1.2. Основные понятия менеджмента.
1.3. Понятие «система». Признаки сложноорганизованных систем. Особенности социальных систем.
1.4. Система физкультурно-спортивной деятельности и ее характеристика.
1.5. Общая характеристика управления в системе физкультурно-спортивной деятельности.
1.6. Принципы менеджмента в системе физкультурно-спортивной деятельности и их характеристика.
1.7. Методы управления в системе физкультурно-спортивной деятельности.
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ
И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАСЛИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Социально-экономические преобразования, происходящие в настоящее время в нашей стране и направленные на становление и развитие рыночных механизмов, потребовали радикального пересмотра теоретических концепций управления народным хозяйством. По сути дела, речь идет о потребности в новой парадигме науки управления. Это положение определяется:
|
|
— резким поворотом в стране от командно-административной системы в управлении страной к рыночной экономике, предпринимательству;
— необходимостью развития экономических отношений в стране;
—■ ростом интеграционных процессов в разных странах и на континентах.
Сложность переходного периода заключается в том, что форсированный развал командно-административной системы
Глава 1. Теоретические основы менеджмента 7
в значительной степени опередил создание новых структур управления. Разработка теоретических и практических проблем управления является сегодня актуальным вопросом развития общества.
Все сказанное в равной мере относится и к управлению физической культурой. Разнообразные социально-педагогические процессы в сфере физической культуры могут осуществляться только при наличии налаженной системы управления. Управленческая деятельность обеспечивает организованность и порядок, необходимые для нормального функционирования и развития любой физкультурной организации. Физическая культура, как отрасль народного хозяйства, в современных условиях отличается сложностью, многообразием, динамичностью, требует более совершенных методов управления, новых подходов.
Успех в реализации названных вопросов может быть достигнут при условии высокой квалификации людей, выполняющих управленческую работу. Возрастание человеческого фактора ставит по-новому вопрос о кадрах управления.
|
|
Современный руководитель в своей деятельности встречается с задачами, ответы на которые порой невозможно найти в прошлом историческом опыте нашей страны, других стран, нельзя руководить исключительно на основе личного опыта и интуиции. Только подготовленность, знание теории социального управления, форм и методов организационной деятельности, правового и экономического обеспечения позволит руководителю любого ранга практически реализовать общие теоретические принципы в своей конкретной практической деятельности.
Необходимо определить соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» может быть сформулировано следующим образом:
1) понятие «управление» используется для характеристики специфической деятельности человека в неживой и живой природе, а также в социальной жизни, и потому оно шире понятия «менеджмент», которое применимо
. > ■'.;■
-.
8___ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
только для обозначения управленческой деятельности в социальной жизни;
2) понятие «управление в физической культуре и спорте» призвано характеризовать специфическую деятельность человека в трех основных сферах — неживой природе, живой природе и социальной жизни, а понятие «управление физической культурой и спортом» целесообразно использовать, рассматривая физическую культуру и спорт как отрасль народного хозяйства, иными словами — как одну из областей социальной жизни;
3) понятие «менеджмент в физической культуре и спорте» точнее всего использовать для обозначения «внутрифирменного» управления деятельностью разнообразных и разнохарактерных физкультурно-спортивных организаций в условиях формирования и развития рыночных отношений.
Источник: Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. И. Золотое, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 207-208.
Курс «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» является одной из профилирующих дисциплин общепрофессионального цикла, изучаемого в физкультурных вузах. Он направлен на формирование у студентов научного мировоззрения, вооружение их современными знаниями в области управления процессом развития физической культуры и спорта, овладение навыками организаторской деятельности.
Менеджмент органически связан со многими науками гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. Система философских, экономических и социально-политических наук составляет теоретическую и методологическую базу теории и практики менеджмента в обществе.
Большое значение имеет анализ методологических основ менеджмента. Как известно, методологические принципы Представляют собой основополагающие идеи, которыми руководствуются исследователи в своей научной деятельности.
Глава 1. Теоретические основы менеджмента 9
Названные принципы определяют стратегию научного поиска, требования объективно верного познания и преобразования социальной среды.
К основным методологическим принципам науки социального управления можно отнести:
— комплексный подход к социальным явлениям — рассмотрение предметов и процессов всесторонне, во всех связях и отношениях; социальные объекты, их свойства и отношения нельзя понять изолированно от той общественной системы, в которую они входят как ее компоненты;
— исторический подход — позволяет выявить существенные связи, устойчивые и изменяющиеся социальные структуры, функции социальных институтов;
|
|
— конкретно-исторический подход — необходим для детального анализа исторических особенностей данного периода, для выявления характера противоречий и движущих сил;
— учет объективного содержания социального процесса — объективная оценка фактов и событий позволяет правильно ориентироваться в обстановке, учитывать реальные жизненные ситуации.
Кроме указанных научных дисциплин, менеджмент творчески использует достижения кибернетики, психологии, права, социологии и др.
Менеджмент физической культуры как научная и учебная дисциплина также опирается на достижения ряда дисциплин (рис. 1):
теория физической культуры — дает исходные понятия, определяет место и значение физической культуры в жизни общества, характеризует систему физического воспитания и раскрывает основные направления использования физической культуры (общая, профессионально-прикладная физическая культура, спортивная тренировка, физическая культура различных контингентов населения);
история физической культуры — дает знания о развитии различных систем физической культуры, спорта высших достижений, олимпийского движения, причины создания, развития и изменения органов управления физической культурой на разных исторических этапах;
• •-............................................, _ _„,
Социология физической культуры |
Психология физической культуры |
педагогика и психология — дают необходимые знания для управления в области физической культуры и спорта, так как объектом социального управления является человек;
спортивно-педагогические дисциплины — дают возможность конкретнее узнать содержание деятельности непосредственного объекта управления: спортивных команд, физ-культурно-спортивных организаций, спортивных секций и т. д.
Менеджмент в области физической культуры — специфическая составная часть общей теории менеджмента. Она развивается как самостоятельная учебная и научная дисциплина.
Предметом менеджмента физической культуры служат, прежде всего, принципы организации систем управления, а также закономерности их функционирования. Она изучает всю совокупность социально-экономических, организационных, правовых, социально-психологических и иных взаимоотношений между людьми, возникающих в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Данная дисциплина изучает технологию управленческого труда — технику, формы и методы работы управленческого аппарата.
|
|
Содержание любой науки определяется совокупностью имеющихся в данный момент систематизированных знаний о
предмете, сложившихся направлениях познавательной деятельности и получаемых от этой деятельности результатах. В содержание предмета «Менеджмент и экономика физической культуры» входят: вопросы, связанные с изучением теоретических основ менеджмента физической культуры и экономики этой сферы; системы органов управления и их взаимоотношения, управленческие отношения; функции менеджмента, методы организаторской деятельности; финансово-хозяйственное обеспечение физической культуры и спорта и другие вопросы.
Важное значение имеет четкое представление не только о предмете науки, но и о методах (приемах, способах), которыми она пользуется при изучении своего предмета. Методы исследования, применяемые в теории менеджмента физической культуры и спорта, предопределены существованием общих методов, применяемых в социальном управлении. Управленческие отношения, например, как одно из направлений научного исследования, представляют собой сложное социально-экономическое, организационное и социально-психологическое явление. Процесс их изучения может осуществляться успешно лишь при применении отработанных и проверенных практикой методов. При этом менеджмент использует общенаучные, конкретно-научные, социологические и социально-психологические методы познания — методы сбора, обработки, анализа и обобщения информации о взаимодействии субъектов и объектов управления, целях управленческой деятельности и т. д.
Методы исследования в менеджменте следующие: исторический метод, метод наблюдения, метод изучения документов, метод опроса, метод социального эксперимента, системный анализ, организационный диагноз, операционное описание, проектирование.
1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление сферами человеческой деятельности существовало на всех этапах развития цивилизации. Но его содержание, цели, принципы, методы были разными, на них оказывал решающее влияние характер социально-политического строя,
".. '........'.'.; '.-.:•
Глава 1. Теоретические основы менеджмента 13 |
12 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИ ЧЕСКОЙ КУЛЬТ УРЫ
уровень зрелости общественных отношений, степень развития производства.
Специфику конкретной науки, в том числе менеджмента, определяет система законов, категорий, понятий, сформулированных данной наукой. Среди ее основных категорий можно выделить: управление, цель, субъект и объект управления, управленческий цикл, организационную структуру и другие. Ниже мы их кратко рассмотрим.
Управление — целенаправленное воздействие на систему, ее компоненты, процессы для повышения эффективности функционирования. Управление может осуществляться в социальных системах, биологических и технических.
Менеджмент — тип | упр | авления, в наибольшей | степени | |
отвечающий потребностям | и условиям рыночной | эконо- | ||
МИКИ. | ||||
Источник: Словарь-cnpai | о чмик м енеджера / Под | ред. М. | Г. Лапу- | |
сты, — /И.; ИНФРА-М, 1996. | - С. | 248. |
Цель — это состояние или конкретный конечный результат, который предполагается достичь в отдаленном будущем.
Система управления состоит из двух основных взаимосвязанных подсистем: управляющей — субъект управления и управляемой — объект управления.
Субъект управления — тот, кто управляет — исполняет управленческие функции, принимает управленческие решения, организует их реализацию, осуществляет контроль.
Объект управления — тот, кто подвергается воздействию.
Между субъектом и объектом управления существуют определенные отношения: субъектно-субъектные; субъектно-объектные; объектно-объектные. Кроме этого между субъектом и объектом управления существует взаимодействие, осуществляемое вследствие наличия информационных связей (рис. 2): а) управление без обратной связи; б) управление с обратной связью; в) управление с обратной связью и с учетом внешней среды.
В качестве субъекта управления могут выступать: физкультурная организация, учреждение, физические лица, осуществляющие управление. В каждой конкретной ситуации они выступают или как субъекты, или как объекты управления в зависимости от их соподчинения. Например, директор ДЮСШ по отношению к старшему тренеру отделения является субъектом управления, а старший тренер — объектом. В других условиях директор ДЮСШ может быть объектом управления по отношению к вышестоящему органу управления (например, председателю спорткомитета), а старший тренер — субъектом управления по отношению к своим подчиненным, например, тренеру отделения.
Прямая связь (от органа управления к управляемому объекту) осуществляется в виде приказов, постановлений, распоряжений, методических указаний, передаваемых с помощью средств связи (почта, телеграф, телефон, телефакс и т. д.) от вышестоящего органа управления нижестоящему.
Обратная связь (от управляемого объекта к органу управления) предусматривает представление вышестоящим органам статистической отчетности, справок о результатах деятельности, телеграфных и телефонных сообщений и т. д.
В общей теории социального управления выделяют различные виды управления, среди них разомкнутое, цикличное. Первый вид управления — это управление без обратной связи (или точнее — когда обратная связь осуществляется с большим опозданием) и, следовательно, без регуляции
14 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
хода управляемого процесса со стороны управляющей системы. Цикличное управление предполагает и обратную связь, и целенаправленное влияние на ход управляемого процесса.
Управленческий цикл. Процесс управления в физкультурной организации носит циклический, относительно замкнутый характер. При рассмотрении единичного цикла в процессе управления в нем выделяют следующие стадии:
• постановка целей и задач;
• выработка и принятие управленческого решения;
• организация деятельности, направленной на выполнение управленческого решения;
• координация и контроль за ходом выполнения управленческого решения;
• анализ и оценка выполнения решения по достижению
поставленной цели.
Исходя из полученной информации, ставятся новые цели и задачи, и начинается новый управленческий цикл. Управленческий цикл отличается: поставленными целями и задачами; территориальными рамками поставленных целей; продолжительностью во времени управленческого решения; методами и средствами, используемыми для достижения целей.
Организационная структура управления. Эффективность системы управления физкультурной организацией, четкость ее функционирования во многом зависит от организационной структуры управления. Организационная структура управления — это внутреннее строение органов управления с характерными для них прямыми, обратными и многосторонними взаимосвязями. При этом главное внимание уделяется разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления представленным полномочиям. Такие системы получили название формальных структур управления. Они строятся на основе концепции иерархической структуры, которая была сформулирована немецким социологом Максом Вебером (1864—1920).
Организационная структура управления может быть различного вида:
Рис. 3. Линейная структура управления спортивным клубом
а) линейная структура — обеспечивает вертикальную со-
подчиненность между взаимосвязанными звеньями физкуль
турной организации (рис. 3).
Данный вид характеризуется простой одномерной связью, четко выраженным единоначалием субъекта управления, наличием только вертикальной связи между субъектом и объектом управления. Такой подход к формированию структуры используется тогда, когда выполняемые работы однотипны;
б) функциональная структура — обеспечивает выпол
нение специфических, узкоспециализированных функций с
помощью функциональных служб или отдельных лиц (рис. 4).
Этот вид связи определяется развитием специализации
управленческого труда в физкультурных организациях. Такой
вид связи обеспечивает выполнение специфических, узко
специализированных функций с помощью функциональных
служб или отдельных лиц (рис. 4);
в) линейно-функциональная структура (еще она называ
ется смешанной, линейно-штабной) — обеспечивает руковод
ство организацией параллельно «линейным» аппаратом и
функциональными службами (рис. 5). В практике менедж
мента в крупных фирмах, корпорациях используются диви-
зиональные, матричные и другие структуры управления. На
рис. 5 приведен пример реализации линейно-штабной струк
туры управления подготовки крупного спортивного соревно
вания.
Рис. 4. Функциональная структура управления вузом
В дальнейших темах курса будут рассмотрены такие важные понятия менеджмента, как социальная система, функции менеджмента, управленческие решения, субординация и координация и ряд других.