Физической культуры как отрасли научных знаний

Головная(Республиканская)

Научно - методическая библиотека

ГАФК им. П.Ф. Лвсгафта

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ • 2004



ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Предмет, задачи, содержание и методы изучения менеджмента физической культуры как отрасли научных знаний.

1.2. Основные понятия менеджмента.

1.3. Понятие «система». Признаки сложноорганизованных систем. Осо­бенности социальных систем.

1.4. Система физкультурно-спортивной деятельности и ее характери­стика.

1.5. Общая характеристика управления в системе физкультурно-спор­тивной деятельности.

1.6. Принципы менеджмента в системе физкультурно-спортивной дея­тельности и их характеристика.

1.7. Методы управления в системе физкультурно-спортивной деятель­ности.

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, СОДЕРЖАНИЕ

И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОТРАСЛИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Социально-экономические преобразования, происходя­щие в настоящее время в нашей стране и направленные на становление и развитие рыночных механизмов, потребовали радикального пересмотра теоретических концепций управле­ния народным хозяйством. По сути дела, речь идет о потреб­ности в новой парадигме науки управления. Это положение определяется:

— резким поворотом в стране от командно-администра­тивной системы в управлении страной к рыночной экономике, предпринимательству;

— необходимостью развития экономических отношений в стране;

—■ ростом интеграционных процессов в разных странах и на континентах.

Сложность переходного периода заключается в том, что форсированный развал командно-административной системы


Глава 1. Теоретические основы менеджмента 7

в значительной степени опередил создание новых структур управления. Разработка теоретических и практических проб­лем управления является сегодня актуальным вопросом раз­вития общества.

Все сказанное в равной мере относится и к управлению физической культурой. Разнообразные социально-педаго­гические процессы в сфере физической культуры могут осуществляться только при наличии налаженной системы управления. Управленческая деятельность обеспечивает ор­ганизованность и порядок, необходимые для нормального функционирования и развития любой физкультурной орга­низации. Физическая культура, как отрасль народного хо­зяйства, в современных условиях отличается сложностью, многообразием, динамичностью, требует более совершенных методов управления, новых подходов.

Успех в реализации названных вопросов может быть достигнут при условии высокой квалификации людей, выпол­няющих управленческую работу. Возрастание человеческого фактора ставит по-новому вопрос о кадрах управления.

Современный руководитель в своей деятельности встре­чается с задачами, ответы на которые порой невозможно найти в прошлом историческом опыте нашей страны, других стран, нельзя руководить исключительно на основе личного опыта и интуиции. Только подготовленность, знание теории социального управления, форм и методов организационной деятельности, правового и экономического обеспечения по­зволит руководителю любого ранга практически реализовать общие теоретические принципы в своей конкретной практиче­ской деятельности.

Необходимо определить соотношение понятий «управле­ние» и «менеджмент».

Соотношение понятий «управление» и «менеджмент» может быть сформулировано следующим образом:

1) понятие «управление» используется для характери­стики специфической деятельности человека в неживой и живой природе, а также в социальной жизни, и потому оно шире понятия «менеджмент», которое применимо



. > ■'.;■


-.


8___ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

только для обозначения управленческой деятельности в социальной жизни;

2) понятие «управление в физической культуре и спорте» призвано характеризовать специфическую дея­тельность человека в трех основных сферах — неживой природе, живой природе и социальной жизни, а понятие «управление физической культурой и спортом» целесооб­разно использовать, рассматривая физическую культуру и спорт как отрасль народного хозяйства, иными словами — как одну из областей социальной жизни;

3) понятие «менеджмент в физической культуре и спорте» точнее всего использовать для обозначения «внут­рифирменного» управления деятельностью разнообразных и разнохарактерных физкультурно-спортивных организа­ций в условиях формирования и развития рыночных отно­шений.

Источник: Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. И. Золотое, В. В. Кузин, М. Е. Кутепов, С. Г. Сейранов.М.: Издательский центр «Ака­демия», 2001. — С. 207-208.

Курс «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта» является одной из профилирующих дисциплин обще­профессионального цикла, изучаемого в физкультурных ву­зах. Он направлен на формирование у студентов научного мировоззрения, вооружение их современными знаниями в области управления процессом развития физической культу­ры и спорта, овладение навыками организаторской деятель­ности.

Менеджмент органически связан со многими науками гуманитарного, естественнонаучного и технического циклов. Система философских, экономических и социально-политиче­ских наук составляет теоретическую и методологическую базу теории и практики менеджмента в обществе.

Большое значение имеет анализ методологических основ менеджмента. Как известно, методологические принципы Представляют собой основополагающие идеи, которыми ру­ководствуются исследователи в своей научной деятельности.


Глава 1. Теоретические основы менеджмента 9

Названные принципы определяют стратегию научного поиска, требования объективно верного познания и преобразования социальной среды.

К основным методологическим принципам науки социаль­ного управления можно отнести:

— комплексный подход к социальным явлениям — рас­смотрение предметов и процессов всесторонне, во всех связях и отношениях; социальные объекты, их свойства и от­ношения нельзя понять изолированно от той общественной системы, в которую они входят как ее компоненты;

— исторический подход — позволяет выявить существен­ные связи, устойчивые и изменяющиеся социальные структу­ры, функции социальных институтов;

— конкретно-исторический подход — необходим для де­тального анализа исторических особенностей данного перио­да, для выявления характера противоречий и движущих сил;

— учет объективного содержания социального процес­са — объективная оценка фактов и событий позволяет пра­вильно ориентироваться в обстановке, учитывать реальные жизненные ситуации.

Кроме указанных научных дисциплин, менеджмент твор­чески использует достижения кибернетики, психологии, пра­ва, социологии и др.

Менеджмент физической культуры как научная и учебная дисциплина также опирается на достижения ряда дисциплин (рис. 1):

теория физической культуры — дает исходные понятия, определяет место и значение физической культуры в жизни общества, характеризует систему физического воспитания и раскрывает основные направления использования физиче­ской культуры (общая, профессионально-прикладная физиче­ская культура, спортивная тренировка, физическая культура различных контингентов населения);

история физической культуры — дает знания о развитии различных систем физической культуры, спорта высших до­стижений, олимпийского движения, причины создания, разви­тия и изменения органов управления физической культурой на разных исторических этапах;


• •-............................................, _ _„,




Социология физической культуры
Психология физической культуры

педагогика и психология — дают необходимые знания для управления в области физической культуры и спорта, так как объектом социального управления является человек;

спортивно-педагогические дисциплины — дают возмож­ность конкретнее узнать содержание деятельности непосред­ственного объекта управления: спортивных команд, физ-культурно-спортивных организаций, спортивных секций и т. д.

Менеджмент в области физической культуры — специ­фическая составная часть общей теории менеджмента. Она развивается как самостоятельная учебная и научная дисцип­лина.

Предметом менеджмента физической культуры служат, прежде всего, принципы организации систем управления, а также закономерности их функционирования. Она изучает всю совокупность социально-экономических, организацион­ных, правовых, социально-психологических и иных взаи­моотношений между людьми, возникающих в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Данная дисциплина изучает технологию управленческого труда — технику, формы и методы работы управленческого аппарата.

Содержание любой науки определяется совокупностью имеющихся в данный момент систематизированных знаний о


предмете, сложившихся направлениях познавательной дея­тельности и получаемых от этой деятельности результатах. В содержание предмета «Менеджмент и экономика физиче­ской культуры» входят: вопросы, связанные с изучением теоретических основ менеджмента физической культуры и экономики этой сферы; системы органов управления и их взаимоотношения, управленческие отношения; функции ме­неджмента, методы организаторской деятельности; финансо­во-хозяйственное обеспечение физической культуры и спорта и другие вопросы.

Важное значение имеет четкое представление не только о предмете науки, но и о методах (приемах, способах), которы­ми она пользуется при изучении своего предмета. Методы исследования, применяемые в теории менеджмента физиче­ской культуры и спорта, предопределены существованием общих методов, применяемых в социальном управлении. Управленческие отношения, например, как одно из направле­ний научного исследования, представляют собой сложное социально-экономическое, организационное и социально-психологическое явление. Процесс их изучения может осуще­ствляться успешно лишь при применении отработанных и проверенных практикой методов. При этом менеджмент ис­пользует общенаучные, конкретно-научные, социологические и социально-психологические методы познания — методы сбора, обработки, анализа и обобщения информации о взаи­модействии субъектов и объектов управления, целях управ­ленческой деятельности и т. д.

Методы исследования в менеджменте следующие: исто­рический метод, метод наблюдения, метод изучения доку­ментов, метод опроса, метод социального эксперимента, системный анализ, организационный диагноз, операционное описание, проектирование.

1.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Управление сферами человеческой деятельности сущест­вовало на всех этапах развития цивилизации. Но его содержа­ние, цели, принципы, методы были разными, на них оказывал решающее влияние характер социально-политического строя,



".. '........'.'.; '.-.:•






Глава 1. Теоретические основы менеджмента 13

12 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИ ЧЕСКОЙ КУЛЬТ УРЫ

уровень зрелости общественных отношений, степень разви­тия производства.

Специфику конкретной науки, в том числе менеджмента, определяет система законов, категорий, понятий, сформули­рованных данной наукой. Среди ее основных категорий мож­но выделить: управление, цель, субъект и объект управления, управленческий цикл, организационную структуру и другие. Ниже мы их кратко рассмотрим.

Управление — целенаправленное воздействие на систему, ее компоненты, процессы для повышения эффективности функционирования. Управление может осуществляться в социальных системах, биологических и технических.

Менеджмент — тип упр авления, в наибольшей степени
отвечающий потребностям и условиям рыночной эконо-
МИКИ.        
Источник: Словарь-cnpai о чмик м енеджера / Под ред. М. Г. Лапу-
сты, — /И.; ИНФРА-М, 1996. - С. 248.    

Цель — это состояние или конкретный конечный резуль­тат, который предполагается достичь в отдаленном будущем.

Система управления состоит из двух основных взаимосвя­занных подсистем: управляющей — субъект управления и управляемой — объект управления.

Субъект управления — тот, кто управляет — исполняет управленческие функции, принимает управленческие реше­ния, организует их реализацию, осуществляет контроль.

Объект управления — тот, кто подвергается воздействию.

Между субъектом и объектом управления существуют определенные отношения: субъектно-субъектные; субъектно-объектные; объектно-объектные. Кроме этого между субъек­том и объектом управления существует взаимодействие, осу­ществляемое вследствие наличия информационных связей (рис. 2): а) управление без обратной связи; б) управление с обратной связью; в) управление с обратной связью и с уче­том внешней среды.


В качестве субъекта управления могут выступать: физ­культурная организация, учреждение, физические лица, осу­ществляющие управление. В каждой конкретной ситуации они выступают или как субъекты, или как объекты управления в зависимости от их соподчинения. Например, директор ДЮСШ по отношению к старшему тренеру отделения явля­ется субъектом управления, а старший тренер — объектом. В других условиях директор ДЮСШ может быть объектом управления по отношению к вышестоящему органу управле­ния (например, председателю спорткомитета), а старший тренер — субъектом управления по отношению к своим под­чиненным, например, тренеру отделения.

Прямая связь (от органа управления к управляемому объ­екту) осуществляется в виде приказов, постановлений, распо­ряжений, методических указаний, передаваемых с помощью средств связи (почта, телеграф, телефон, телефакс и т. д.) от вышестоящего органа управления нижестоящему.

Обратная связь (от управляемого объекта к органу управ­ления) предусматривает представление вышестоящим ор­ганам статистической отчетности, справок о результатах деятельности, телеграфных и телефонных сообщений и т. д.

В общей теории социального управления выделяют раз­личные виды управления, среди них разомкнутое, цикличное. Первый вид управления — это управление без обратной связи (или точнее — когда обратная связь осуществляется с большим опозданием) и, следовательно, без регуляции




14 ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

хода управляемого процесса со стороны управляющей системы. Цикличное управление предполагает и обратную связь, и целенаправленное влияние на ход управляемого про­цесса.

Управленческий цикл. Процесс управления в физкультур­ной организации носит циклический, относительно замкнутый характер. При рассмотрении единичного цикла в процессе управления в нем выделяют следующие стадии:

• постановка целей и задач;

• выработка и принятие управленческого решения;

• организация деятельности, направленной на выполнение управленческого решения;

• координация и контроль за ходом выполнения управлен­ческого решения;

• анализ и оценка выполнения решения по достижению
поставленной цели.

Исходя из полученной информации, ставятся новые цели и задачи, и начинается новый управленческий цикл. Управлен­ческий цикл отличается: поставленными целями и задачами; территориальными рамками поставленных целей; продолжи­тельностью во времени управленческого решения; методами и средствами, используемыми для достижения целей.

Организационная структура управления. Эффективность системы управления физкультурной организацией, четкость ее функционирования во многом зависит от организационной структуры управления. Организационная структура управле­ния — это внутреннее строение органов управления с харак­терными для них прямыми, обратными и многосторонними взаимосвязями. При этом главное внимание уделяется разде­лению труда на отдельные функции и соответствию ответст­венности работников управления представленным полномо­чиям. Такие системы получили название формальных струк­тур управления. Они строятся на основе концепции иерархи­ческой структуры, которая была сформулирована немецким социологом Максом Вебером (1864—1920).

Организационная структура управления может быть раз­личного вида:


Рис. 3. Линейная структура управления спортивным клубом

а) линейная структура — обеспечивает вертикальную со-
подчиненность между взаимосвязанными звеньями физкуль­
турной организации (рис. 3).

Данный вид характеризуется простой одномерной связью, четко выраженным единоначалием субъекта управления, на­личием только вертикальной связи между субъектом и объ­ектом управления. Такой подход к формированию структуры используется тогда, когда выполняемые работы однотипны;

б) функциональная структура — обеспечивает выпол­
нение специфических, узкоспециализированных функций с
помощью функциональных служб или отдельных лиц (рис. 4).
Этот вид связи определяется развитием специализации
управленческого труда в физкультурных организациях. Такой
вид связи обеспечивает выполнение специфических, узко­
специализированных функций с помощью функциональных
служб или отдельных лиц (рис. 4);

в) линейно-функциональная структура (еще она называ­
ется смешанной, линейно-штабной) — обеспечивает руковод­
ство организацией параллельно «линейным» аппаратом и
функциональными службами (рис. 5). В практике менедж­
мента в крупных фирмах, корпорациях используются диви-
зиональные, матричные
и другие структуры управления. На
рис. 5 приведен пример реализации линейно-штабной струк­
туры управления подготовки крупного спортивного соревно­
вания.





Рис. 4. Функциональная структура управления вузом

В дальнейших темах курса будут рассмотрены такие важ­ные понятия менеджмента, как социальная система, функции менеджмента, управленческие решения, субординация и координация и ряд других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: