В современных котельных установках сжигают только наиболее распространенное жидкое топливо, при этом в главных котлах -топочный мазут, а во вспомогательных котлах теплоходов - как топочный мазут, так и топливо, используемое в главных двигателях. Это может быть значительно реже дизельное топливо, смесь дизельного топлива и мазута.
Котлы оборудуют топочными устройствами, обеспечивающими процесс сжигания жидкого топлива. Топливо к форсункам подается топливно-форсуночными насосами. Форсунки, являющиеся частью топочного устройства, предназначены для распыливания и подачи топлива в топку, а воздухонаправлящие устройства перемешивают частицы топлива с воздухом, подаваемым дутьевым вентилятором. Форсунки и воздухонаправляющие устройства размещают на передней торцовой стенке топки котла, называемой передним фронтом.
Широкое распространение в котлах получили механические центробежные форсунки, в которых распыливание топлива осуществляется за счет высокого давления топлива, создаваемого топливо-форсуночным насосом. Топливо перед истечением из сопла закручивается в вихревой камере, благодаря подводу к ней топлива по тангенциальным (касательным) каналам. При выходе из сопла топливо дробится под действием центробежных сил появляющихся при взаимодействии струи с окружающей средой, т.е. топливо в топку идет в виде вращающегося конуса распыленных частиц.