Э.О. – это совместная деятельность испытуемых и экспериментатора, направленное на исследование испытуемых. Испытуемый как личность влияет на результат исследования, есть зависимость от социального статуса на любых выборках и в разных странах.
артефакты – (от лат. "искусственно сделанный") коммуникативные эффекты
Основоположник изучения социально – психических аспектов эксперимента стал Розецвейг. Он выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента.
- непонимание критерия принятия решения при выборе реакции у испытуемых
- ошибка связанная с мотивацией испытуемого
- ошибка связанная с восприятием личности экспериментатора
участие испытуемых добровольно или по принуждению, т.е. могут наблюдаться следующие артефакты (противоречия).
Эффект плацебо (от лат. "поправляюсь") (механизм внушения)- это обнаруженное в медицине изменение физиологического или психологического состояния людей под влиянием препаратов или, процедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм его основан на самовнушении и внушении.
Эффект Хоторна (испытание ведут согласно ожиданиям экспериментатора) – заключается в том, что сам факт участия в процедурах исследований способен заметно повлиять на поведение испытуемых. В частности, стимулировать осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.
Эффект Пигмалиона - так по имени героя древнегреческого мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбившегося в свое творение и умолившего богов оживить ее, американский психолог Роберт Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убежденный в правильности какой-либо гипотезы, непроизвольно начинает действовать на испытуемых таким образом, что она получает фактическое подтверждение. При этом внушение осуществляется изменением мимики, интонаций, жестикуляции, экспрессии при обращении с испытуемыми. Иногда данный феномен именуется эффектом Розенталя.
Эффект аудитории или эффект Зайонца (эффект социальной фассимиляции или эффект аудитории – присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение испытуемого) Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие публики или самого экспериментатора способно изменить поведение испытуемого.
- влияние оказывает не любой человек, а значимый
- влияние больше, чем труднее задание
- при соревновании увеличивается эффекть в «+» сторону или в «–»
- тревожные испытуемые при заданиях с интеллектуальными усилиями испытывают большие затруднения, чем эмоционально стабильные
действие Зайонца описывается законом мотивации. Основным мотивом является стремление к социальному одобрению, иногда испытуемые ведут эмоционально – стабильно, не поддаются влиянию экспериментатора. Стремление к позитивной самопрезентации.
Эффект первичности обозначает зависимость оценки незнакомого явления или человека от первого впечатления, произведенного им. Иногда при этом отбрасывается или искажается та последующая информация, которая противоречит уже созданному образу (18).