Содержание дисциплины. Раздел первый: Понятие о психологическом исследовании

Раздел первый: Понятие о психологическом исследовании. Определение понятия «психологическое исследование». Направления психологических исследований: научно-познавательные (теоретические) и научно-экспериментальные (прикладные, практические). Виды научных исследований. Признаки экспериментального научного исследования. Жанры научных исследований.

Раздел второй: Подходы к классификации методов психологического исследования. Понятие «метод» в психологическом исследовании. Общие требования, предъявляемые к методам психологического познания человека: объективность, деятельностный подход в изучении психики, практическая направленность и другие. Различные подходы к классификации методов психологического исследования: теоретические и эмпирические, основные и дополнительные, методы описательной и объяснительной психологии и другие. Классификации методов исследования, предложенные С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым.

Раздел третий: Основные методы психологического исследования. Раздел включает в себя 2 темы.

Тема 1.1. Наблюдение. Виды наблюдений. Роль непосредственного и опосредованного наблюдения в психологических исследованиях. Основные требования к проведению научных наблюдений. Достоинства и недостатки наблюдения как метода.

Тема 1.2. Эксперимент. Виды эксперимента: лабораторный, естественный; научный, диагностический; психолого-педагогический; панельный; лонгитюдный; пилотажный; мысленный. Основные требования к проведению эксперимента в психологическом исследовании. Достоинства и недостатки наблюдения как метода.

Раздел четвёртый: Дополнительные методы психологического исследования. Метод беседы. Виды бесед. Требования к проведению беседы в психологическом исследовании. Метод анкетирования. Виды анкет. Требования к проведению анкет в психологическом исследовании. Метод тестов. Классификации тестов. Требования к проведению тестов в психологическом исследовании.Метод опросников. Виды опросников. Требования к проведению опросников в психологическом исследовании. Проективный метод. Классификации проективных методик. Требования к проведению проективных методик в психологическом исследовании. Метод изучения продуктов деятельности. Биографический (анамнестический) метод. Социометрия в психологическом исследовании.

Раздел второй: Психолого-педагогическая служба. Раздел включает в себя 4 темы.

Тема 2.1. Психологическая служба образования. Концепция психологической службы образования. Научные предпосылки создания школьной психологической службы. Научный, практический, прикладной аспекты школьной психологической службы. Предмет школьной психологической службы. Модель и структура школьной психологической службы (И.В.Дубровина). Содержание работы школьной психологической службы. Актуальное и перспективное направления деятельности школьной психологической службы.

Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатах. Формы организации школьной психологической службы. Структура психологической службы народного образования. Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность практических психологов образования.

Тема 2.2. Направления деятельности психологической службы образования. Основные направления работы психологической службы: психопрофилактическая, психодиагностическая, психокоррекционная и развивающая, консультативная, психологическое просвещение.

Психопрофилактика и психологическое просвещение. Определение понятий. Психопрофилактика и психологическое просвещение как направления работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Содержание психопрофилактической и просвещенческой работы. Методы психопрофилактики и просвещения (лекции, наблюдение, беседа, интервью, опрос, эксперимент, психологическая и педагогическая коррекция и т.д.).

Психокоррекция. Определение понятия. Психокоррекция как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционная и развивающая работа. Схема психокоррекции. Пути организации психокоррекции: ориентированный на усреднённое представление о норме решения проблемы; ориентированный на индивидуальные возможности человека.

Психологическое консультирование. Определение понятия. Психологическое консультирование как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование. Этапы процедуры консультирования: установление контакта, сбор информации, гипотезы, формулирование проблемы, выработка способов решения проблемы, проектирование коррекционных воздействий и способов контроля. Включение диагностических методов в процесс консультирования.

Тема 2.3. Психолого-медико-педагогическая служба. Психолого-педагогическая служба в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Понятие о психолого-медико-педагогической службе. Структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС). Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) образовательных учреждений.

Концепция специальной психологической помощи в системе специального образования. Цели и задачи специальной психологической помощи. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей, от их возрастных особенностей.

Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и/или интеллектуального развития.

Тема 2.4. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Служба семьи. Психолого-педагогическая помощь семье. Ориентированность психолого-педагогической помощи на членов семьи, на семью в целом, на отдельные проблемы. Виды помощи семье. Модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, психотерапевтическая.Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Раздел третий: Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей. Раздел включает в себя 4 темы.

Тема 3.1. Принципы отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. Принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей: гуманность, комплексный подход, всестороннее и целостное изучение, структурно-динамическое изучение, системный подход, качественное и количественное изучение, единство диагностики и коррекции, значение ранней диагностики, изучение ребёнка в процессе деятельности, учёт потенциальных возможностей развития и др. Вклад в разработку данных принципов Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, М.М. Семаго и др. Значение использования данных принципов в психолого-педагогической практике в целом и при отборе детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения.

Тема 3.2. Этапы диагностического процесса. Комплектование специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Понятие об этапах (уровнях) диагностики нарушений развития у детей: скрининг-диагностике, дифференциальной диагностике, феноменологической (углублённой) диагностике. Цель, задачи, содержание, проблемы каждого этапа диагностического процесса. Осуществление данных этапов в деятельности психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) и её структурных образованиях.

Комплектование специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: положения о приёме, деятельность психолого-медико-педагогической службы (ПМПС).

Тема 3.3. Особенности психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности проведения психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталых, с задержкой психического развития, имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными (комплексными, сочетанными, комбинированными) нарушениями развития.

Тема 3.4. Обзор методик, использующихся в деятельности психолого-медико-педагогической службы. Обзор наиболее часто применяемых методов и методик для диагностики нарушений развития у детей, для выявления специфических особенностей развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Стандартные наборы и серии методик. Адаптированные методики. Использование компьютера. Особенности психодиагностических процедур, проводимых в психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях, консилиумах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: