Культура предпринимательства и деловой активности

Деловая активность в хозяйственной сфере – это характеристика любого вида деятельности, приносящего доход. Понятие «деловая активность» коррелирует с понятием «предпринимательская деятельность», т.е. с деятельностью по управлению предприятием, ориентированной на получение прибыли. Хотя деловая активность в сфере хозяйствования и предпринимательская деятельность взаимосвязаны между собой, но это не одно и то же.

Классическая политическая экономия рассматривает предпринимательскую деятельность как фактор производства, построенный на риске. Классическая микроэкономическая теория фирмы рассматривает предпринимательство в качестве основы для принятия решений в терминах максимизации прибыли. При этом считается, что предприниматели – это те люди, которые несут ответственность за экономические решения: что производить, в каком количестве, какой метод производства применить. В индивидуальных предприятиях предприниматель, являясь собственником капитала, одновременно принимает на себя финансовый риск своего предприятия и несет исключительную ответственность за управление предприятием. В акционерных компаниях эти две функции разделены между акционерами, т.е. собственниками, несущими финансовый риск, и советом директоров, осуществляющим фактическое руководство политикой и принятием решений, т.е. управление фирмой. При этом многие прерогативы в принятии хозяйственных решений находятся в руках менеджеров. По мере укрупнения предприятий, обобществления собственности и хозяйственной деятельности происходит, как уже отмечалось, разделение предпринимательских функций (финансист, инициатор технических или маркетинговых идей, менеджер).

Отличительными свойствами предпринимательской деятельности являются:

· высокая активность (предприниматель должен быть волевым, энергичным, решительным человеком);

· инновативность (инновационный характер предпринимательской деятельности выражается не только в выборе альтернатив распределения ресурсов, но и в создании новых рыночных возможностей, в изобретении совершенно новых организационных форм функционирования предприятия);

· прогностичность (предприниматель обязан прогнозировать спрос на выпускаемую его предприятием продукцию, прогнозировать последствия своих решений);

· рискованность (предприниматель, действуя в условиях принципиальной неполноты информации, берет на себя бремя просчитываемого риска и непросчитываемой неопределенности);

· высокая персональная ответственность.

Культура деловой активности представляет собой совокупность ценностных ориентаций, символов, принципов и правил принятия решений, реализуемых в процессе хозяйствования, связанных со следующими обязательствами: получением дохода, инициированием изменений, конкурентоспособностью.

Нормы и ценности этики деловых отношений различны в разные исторические этапы, связаны с особенностями той или иной страны, с ее культурными традициями. Например, есть различия в этике американского, японского, немецкого бизнеса.

Контрольные вопросы

1. Каковы ресурсы производственной деятельности?

2. Что входит в состав основных факторов производственной деятельности?

3. Что такое предпринимательство?

4. Что представляет собой предпринимательская деятельность?

5. Каковы типичные черты социального портрета предпринимателя?

6. Какие Вы знаете формы предпринимательской деятельности?

7. Каковы типы организации предпринимательства?

8. Каковы исторические и социальные корни предпринимательства?

9. Исторические типы предпринимательства?

10. Каковы социальные позиции предпринимательских групп?

11. В чем сущность этнического предпринимательства?

12. Какова идеология предпринимательства?

Литература

1. Радаев В.В. Экономическая социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2005.

2. Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Питер, 2000.

3. Дейнека О.С. Экономическая психология: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

4. Машков В.Н. Психология экономики. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

5. Макеева В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.

6. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. – М.: Контур, 1999.

7. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. – М.: Изд-во Магистр, 1998.

8. Заславская Т.И. Авангард российского делового сообщества: гендерный аспект // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 26–45. № 5. – С. 3–15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: