Социальное конструирование теорий практической социальной работы обсуждалось в главе 1. Здесь же приводятся лишь общие представления о знании и понимании.
С социально-конструктивистской точки зрения знание и понимание окружающего мира рождаются в социальных взаимодействиях. Знание, следовательно, зависит от культурного, исторического и ситуационного контекстов и содержится в различных формах социального опыта, отраженного в языковых конструкциях. В отношении социальной работы эта позиция подробно раскрывается в исследованиях финских авторов (Йокинен и др., 1999; Карвинен и др. 1999; Холл и др., 2003), в исследованиях Партон (Партон, 1996; Партон и О'Байн, 2000) и анализируется в рамках социально-конструктивистской теории (см. гл. 8).
Социальный конструктивизм принадлежит к интерпретативным, постмодернистским теориям. Согласно данной точке зрения, представления о мире конструируются во взаимодействиях между людьми в разнообразных социальных, культурных и исторических контекстах.
|
|
Прикладное значение социально-конструктивистскою подхода связано с разработкой определенных методов исследований, целью которых является детальное изучение социальных взаимодействий. К ним относится, в частности, анализ диалогов с видео- и аудиозаписью социальных контактов. Все это систематически анализируется для того, чтобы определить скрытые коммуникационные и поведенческие модели.
В рамках данного направления важной исследовательской задачей является построение равноправных отношений между участниками исследования, поскольку сложность понимания ситуации определяется с помощью анализа различных точек зрения, и окончательное суждение должно основываться на максимально полной картине социальной ситуации. С точки зрения социального конструктивизма доказательная практика не способна отразить все богатство и сложность реальности. Более того, доказательная практика примитивна; необходим более широкий спектр методов, направленный на изучение восприятия людьми социальных ситуаций (Уайт, 1997). Социальный и исторический контекст возникновения ситуации и производства знания должен непосредственно влиять на наше понимание отдельных индивидов, общества и самого исследования как источника знания. Важно иметь в виду «негласное знание», т.е. неофициальное представление о повседневных социальных практиках, которое зачастую не находит отражения в формальных результатах исследований (Поланьи, 1958).