Логопсихологии

ЛОГОПСИХОЛОГИЯ - это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности детей, имеющих речевые нарушения первичного характера, а также превентивные меры по преодолению изменений в психической активности детей, в результате речевых нарушений, патологических черт личности, а также явлений дезадаптации.

ПРЕДМЕТОМ ДЕТСКОЙ ЛОГОПСИХОЛОГИИ является изучение своеобразия психического развития детей с различными формами речевой патологии.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

1) Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

2) Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.

3) Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и обучения.

4) Разработка методов дифференциальной диагностики, позволяющих выделить первичное речевое недоразвитие среди сходных по внешним проявлениям состояний (аутизма, нарушений слуха, ЗПР, сложных недостатков развития).

5) Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

ЛОГОПСИХОЛОГИЯ опирается на выдвинутый отечественными психологами (Л.С.Выготским, А.В.Запорожцем, А.Р.Лурией, Р.Е.Левиной и др.) принцип взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, утверждающий её ведущую роль в опосредовании психических процессов.

ЛОГОПСИХОЛОГИЯ является одной из наименее разработанных отраслей специальной психологии. Традиционно речевые нарушения являлись предметом изучения логопедии.

Начало изучения детей с речевыми патологиями относится к концу 19 - нач. 20 вв. Первые сообщения о механизмах речи появились в работах П.Брокка (1861), К.Вернике (1873). Организация речевой функции разносторонне освещена А.Р.Лурия. в основах нейропсихологии (1973).

РЕЧЬ - является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или иного языка.

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую разные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

ЭКСПРЕССИВНАЯ (ВОСПРОИЗВОДИМАЯ) РЕЧЬ - это высказывание с помощью языка, направленное во вне и проходящее несколько этапов: замысел - внутренняя речь - внешнее высказывание.

ИМПРЕССИВНАЯ (ВОСПРИНИМАЕМАЯ) РЕЧЬ - это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения - выделение информационных моментов - формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют 4-ре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

УСТНАЯ РЕЧЬ - сложный, многогранный процесс, включающий в себя:

- ФОНЕТИЧЕСКУЮ СТОРОН РЕЧИ - смыслоразличительные звуки речи

- ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКУЮ - слова, фразы, сообщения.

- МЕЛОДИКО-ИНТОНАЦИОННУЮ - интонация, голос, окраска.

- ТЕМПО-РИТМИЧЕСКУЮ - темп и ритм речи.

УСТНАЯ РЕЧЬ может быть диалогической и монологической.

На основе УСТНОЙ РЕЧИ строится и развивается ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ, которая может быть самостоятельной, или под диктовку, и чтение.

РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ - является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного и двигательного анализаторов. При повреждении периферических отделов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновении сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается нарушением восприятия письменной речи. Нарушения моторных зон коры двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, т.к. страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статистическое (твёрдое нёбо), а также органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, лёгкие, бронхи, трахея, диафрагма).

ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ, недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий неизбежно вызовет ряд ВТОРИЧНЫХ и ТРЕТИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ: недоразвитие всех сторон речи; ограниченность сенсорных, временных и пространственных представлений; недостатки памяти; недостаточную целенаправленность и концентрацию внимания; снижение уровня общений; недостаточное умение строить умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи. Данные особенности, а также недостаточный уровень развития навыков коммуникации у ребёнка, что связано с речевыми проблемами, могут приводить к трудностям в общении с другими людьми, нарушению его социальных связей с окружающим миром, к чувству отверженности и одиночества.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:

В основе всего вербального развития ребёнка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит, как скоро ребёнок овладеет ВЫСШИМИ УРОВНЯМИ СОЗНАНИЯ, производительностью поведения.

Овладение речью как средством общения ПРОХОДИТ 3-И ОСНОВНЫХ ЭТАПА:

1) ДОВЕРБАЛЬНЫЙ ЭТАП. Ребёнок не понимает речи окружающих, но здесь создаются условия, обеспечивающие речь в дальнейшем.

Избирательное внимание к речи окружающих начинает формироваться в 3 – 4 месяца жизни. Ребёнок начинает узнавать голос матери (или близкого человека). Появляются первые активные попытки повторять отдельные элементы речи взрослых, более разными становятся интонации, усложняются звуки, появляется гуление, постепенно малыш начинает повторять слоги, произнося целые монологи. Так начинает формироваться эмоциональная форма общения.

Общаясь со взрослыми, ребёнок знакомится с окружающим миром. Постепенно формируется коммуникативная потребность: интерес к взрослому и эмоциональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения важна для дальнейшего развития ребёнка.

2) НА ВТОРОМ ЭТАПЕ развития ребёнок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносить первые слова, начинает овладевать разными способами общения с окружающими. РЕЧЬ - необходимая основа для развития мышления, КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. Речь ребёнка, как правило, отражает социальную среду, в которой растёт ребёнок.

Ребёнок учится говорить, слушая речь взрослых, и повторяет то, что он услышал. Слушая её ритм, интонацию, он постепенно начинает запоминать, в каких ситуациях употребляются те или иные слова и по аналогии начинает ими пользоваться в своей речи. Ребёнок не только повторяет слова, но и является творческим участником овладения языком. Он использует экспрессивно мимические средства общения, которые отражают его эмоциональное состояние и служат для передачи позитивного и негативного характера сообщения.

3) ТРЕТИЙ ЭТАП - это начальный этап формирования фразовой речи. В качестве второй функции речи выступает ОБОБЩАЮЩАЯ (речь как средство мышления).

Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве. С помощью речи ребёнок не только получает новую информацию, но и начинает её усваивать. Мыслительные операции развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.

Речь также постепенно становится СРЕДСТВОМ РЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ребёнка и его деятельности, эмоционально-волевых проявлений и произвольного поведения. Формирование у ребёнка способности подчинять свои действия речевой инструкции взрослого и планировать их.

В норме регулирующая функция речи созревает к концу дошкольного возраста, что имеет большое значение для перехода ребёнка к школьному обучению. Для нормального развития речи у ребёнка необходимо нормальное созревание и функционирование ЦНС.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ:

Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во время родов, а также в первые годы жизни ребёнка могут привести к речевой патологии.

СТРУКТУРА и СТЕПЕНЬ РЕЧЕВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ во многом зависят от локализации и тяжести мозгового поражения, а также время патогенного влияния на мозг.

Определённая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит ГЕНЕТИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних условий.

Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и приводящих к тяжёлым нарушениям речи, наиболее частыми являются инфекции и интоксикации матери ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ; токсикозы, родовая травма, асфиксия; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или по групповой принадлежности крови; заболевания ЦНС (нейроинфекции, менингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты) и травмы мозга В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЁНКА.

В происхождении моторной алалии исследователи выявляют преимущественное значение родовой черепно-мозговой травмы, асфиксии новорожденных.

Употребление алкоголя, наркотиков, никатина могут приводить к ОНР. ОНР у этих детей сопросвождается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью

В тех случаях, когда вредоносное воздействие на речевые зоны мозга ребёнка происходит в период, когда речь его уже сформировалась, может иметь место распад речи - афазия.

Возникновение обратимых форм нарушений развития речи может быть связано с НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ УСЛОВИЯМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ. Основным условием, способствующим развитию речи, являются эмоциональные контакты ребёнка с матерью. Они помогают ребёнку выделить речь как основное средство общения, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее аффективные связи ребёнка со взрослым, тем интенсивнее у него проявляется речевое подражание. К концу года малыш учится произносить первые слова. С их появлением начинается другая фаза в развитии ситуационно-эмоционального общения - РЕЧЕВАЯ.

Психическая депривация в период наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в её развитии. Если влияние этих факторов сочетается с негрубой церебрально-органической недостаточностью или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде ОНР.

ОНР обычно является следствием резидуально-органического поражения мозга. Его следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и др.). По сравнению с детьми с интеллектуальной недостаточностью у детей с выраженной речевой патологией в основном наблюдается остаточные проявления органического поражения ЦНС - ММД.

Особое место в этиологии нарушений речи занимает ПЕРИНАТАЛЬНАЯ ЭНЦЕФАЛОПАТИЯ - поражение мозга, возникающее под влиянием сочетания неблагоприятных факторов, как во внутриутробном периоде развития, так и в период родов.

В зависимости от СТЕПЕНИ выраженности и ЛОКАЛИЗАЦИИ органической и функциональной недостаточности ЦНС при нарушениях речи может наблюдаться:

А) ЛОКАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ДЕФЕКТ - недостаточность речевых зон коры головного мозга, при котором нарушения позновательной сферы вторичны.

Б) СОЧЕТАННЫЙ ПСИХОРЕЧЕВОЙ ДЕФЕКТ - недостаточность не только речевых зон, но и височно-теменно-затылочноых областей коры головного мозга, в структуру которого входят нарушения, как познавательной сферы, так и речи.

Основным условием, способствующим развитию речи, являются эмоциональные контакты ребёнка с матерью. Они помогают ребёнку выделить речь как основное средство общения, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. Чем теснее аффективные связи ребёнка со взрослым, тем интенсивнее у него проявляется РЕЧЕВОЕ ПОДРАЖАНИЕ. К концу года малыш учится произносить первые слова. С их появлением начинается другая фаза в развитии ситуационно-эмоционального общения - РЕЧЕВАЯ.

ОЦЕНКА РЕЧЕВЫХ ТРУДНОСТЕЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО

РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Первые элементы речевого развития возникают в период новорожденности и проявляются в виде реакций, неотделимых от жизненно важных физиологических функций. Начальным проявлением голосовых реакций является КРИК, который обычно не отделим от жизненно важных физиологических функций ребёнка. Если новорожденный и ребёнок первых месяцев жизни не кричит, даже когда он очень голоден, когда у него имеется задержка стула или когда он мокрый и лежит в мокрых пелёнках, если его не удаётся разбудить, это может иметь место при выраженной общей заторможенности, апатии.

Состояния заторможенности, апатии в период новорожденности характерны для глубоко недоношенных, незрелых детей, может указывать на ЗПР. У гипервозбудимого ребёнка часто бывает трудно вызвать положительные эмоции, он часто кричит. Повышенная возбудимость характерна для детей с повышенным внутричерепным давлением.

Период новорожденности условно относят к ПЕРИОДУ ДОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, во время которого ребёнок произносит звуки, называемые голосовыми реакциями, к которым относится также кашель, чихание, звуки при сосании, зевании. При мышечной слабости артикуляционной и дыхательной мускулатуры крик ребёнка короткий, слабый, высокого тона, часто только по мимическим реакциям можно догадаться, что ребёнок плачет. При крике может отсутствовать преобладание ВТОРОЙ ФАЗЫ - изменяются и сами звуки, произносимые при крике.

У ребёнка со слабостью дыхательной мускулатуры также ослаблен или отсутствует КАШЛЕВОЙ ТОЛЧОК, ребёнок слабо чихает, не произносит гортанных звуков. Реакции на общение со взрослым начинают возникать в 2 – 3 месяца. Оценка эмоциональных голосовых реакций и комплекса оживления имеет важное диагностическое значение. Их своевременное появление указывает на хорошее нервно-психическое развитие. К концу второго месяца жизни слуховые реакции приобретают доминантный характер, ребёнок активно реагирует на звуковые стимуляции. Отсутствие или слабость голосовых реакций обычно обусловлены снижением слуха.

Считается, что ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ ЖИЗНИ является качественно новым этапом психического развития ребёнка. Во втором полугодии малыш начинает сопровождать свои действия ЛЕПЕТОМ, состоящих из повторяемых слов, а к концу года появляется ЛЕПЕТНАЯ РЕЧЬ, лепетное говорение, целые тирады, интонационно оформленные как речевые высказывания, но состоящие из лепетных слов.

После того, как ребёнок преодолел ОРИЕНТИРОВОЧНУЮ РЕАКЦИЮ и вступил в игровой контакт со взрослым, в ответ на разговор с ним он начинает произносить целые цепочки слогов («ба-ба-ба», «ма-ма-ма»). Если взрослый подхватывает произносимые ребёнком цепочки слогов, начинает отвечать ему тем же, голосовая активность ребёнка усиливается, появляется радостное оживление, ребёнок начинает фиксировать взгляд на артикуляции взрослого и старается подражать ему и самому себе. Время закономерного появления лепета 6 – 7 мес., к 9 месяц. Он расцветает, обогащается новыми звуками, интонациями, становится постоянным. Ребёнок начинает демонстрировать истинное понимание обращённой речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Понимание ситуации и стремление к подражанию позволяет 9-месячному ребёнку обучиться игре «в ладушки», искать спрятанную у него на глазах игрушку и т.д.

Начиная с 9-ти мес. Дети с нормальным слухом и интеллектом реагируют на обращение, речь, её интонацию, откликаются на своё имя, отвечают действием на некоторые привычные просьбы типа: «дай ручку», «открой рот», «иди к маме» и др. К концу этого периода при слове «нельзя» большинство детей перестаёт тянуться к какому-либо предмету, т.е. действия ребёнка начинают более отчётливо подчиняться словесным командам, что свидетельствует о начале формирования функции речи.

НАРУШЕНИЯ РЕАКЦИИ НА ОБРАЩЁННУЮ РЕЧЬ могут проявляться бедностью звуковых комплексов, недостаточностью их эмоциональной окраски, отсутствием стремления к подражанию, невыполнением ситуационных команд. Специфика этих патологических реакций определяется причинным фактором. Так, ребёнок может не выполнять отдельные ситуационные команды за счёт снижения слуха, ЗПР, нарушений общения, педагогической запущенности. Бедность звуковых комплексов может быть связана с нарушениями иннервации артикуляционной мускулатуры. На этом возрастном этапе могут быть выявлены следующие НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ: ДЦП, синдромальные формы у/о, нерезко выраженные дефекты слуха.

КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Поэтому его выраженность даже у недоношенного и ослабленного ребёнка является одним из признаков отставания психического развития.

К концу первого года у ребёнка обычно появляется первое слово. В норме годовалый ребёнок понимает значение многих слов, к полутора годам он может показать некоторые части тела, выполнять простые инструкции. Дефицит эмоциональных контактов может быть одной из причин отставания ребёнка в речевом развитии.

Для диагностики психического развития ребёнка на этом возрастном этапе важное значение имеет КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ. При отставании в психическом развитии у ребёнка отсутствует адекватная реакция на незнакомого человека, нет интереса к игрушкам, слабо выражена реакция на новизну, имеет место недостаточность познавательных и дифференцированных эмоций. Мимика таких детей однообразна, улыбка носит подражательный характер и возникает в ответ на любое улыбающееся лицо взрослого, у них может наблюдаться недифференцированный комплекс оживления и автоматическое зрительное прослеживание.

К году ребёнок начинает понимать простую обиходную речь. К году у ребёнка начинает формироваться игровой контакт с взрослыми, и, прежде всего, с матерью. В УСЛОВИЯХ ПАТОЛОГИИ лепет малоактивный, интонационно невыразительный. Следует обратиться к специалистам, если игровой контакт кратковременный или отсутствует при эмоциональных реакциях. Особенно следует обратить внимание, если ребёнок в общении мало активен или не подражает жестам, или эмоциональные реакции слабо выражены.

К году следует обратиться к специалисту в следующих случаях: ребёнок продолжает общаться с окружающими с помощью жестов или не общается вообще, он не подчиняется словесной инструкции, говорит только несколько лепетных слов или не говорит вообще. Особое беспокойство вызывает отсутствие лепетных слов, особенно если это сочетается с отсутствием реакций на речевое общение или крайне низким интересом к окружающему и или непониманием обращённой речи. Такой ребёнок д.б. обследован у психоневролога. Если у ребёнка отставание в развитии речи проявляется на стадии называния предметов, также необходима специальная логопедическая работа. Логопедическая помощь также необходима, если у него задерживается развитие связной речи, если он проявляет речевой негативизм и по мере развития речи начинают возникать запинки.

Основная задача: воспитание сенсорных функций, закрепление связи между словом, предметом, действием. Ребёнка учат называть предметы, объясняют их назначение, знакомят с новыми, стимулируют активность и познавательный интерес.

В зависимости от выпадения того или иного компонента речи ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:

1) Фонетические нарушения;

2) лексико-грамматические;

3) мелодико-интонационные;

4) темпо-ритмические;

5) нарушения письменной речи и чтения.

Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется удобным при проведении коррекционной работы.

Выделяют следующие группы:

1) фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями, лёгкими формами дизартрии);

2) ОНР (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и аграфиями);

3) недостатки мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: