С ЗПР
Известно, что при ЗПР происходит задержка не только всей совокупности психических функций, эмоциональной сферы, но и моторики ребёнка. Учитывая важность преодоления психомоторного инфантилизма у детей с ЗПР для успешного усвоения ими программного материала в период дошкольного детства и подготовки их к обучению в школе изучение особенностей физического развития имеет первостепенное значение. Раннее выявление особенностей физического развития, а соответственно комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит своевременно скорректировать существенное звено в коррекции психических функций и в целом личности ребёнка с ЗПР.
Недостатки развития моторики у дошкольников с ЗПР обнаруживаются на разных уровнях нервной и нервно-психической организации. Результатом функциональной недостаточности, проявлением слабо выраженной резидуальной органики являются имеющие место у всех детей двигательная неловкость и недостаточная координация, проявляющиеся даже в таких автоматизированных движениях, как ходьба, бег. У многих детей наряду с плохой координацией движений наблюдаются гиперкинезы - чрезмерная двигательная активность в форме неадекватной, чрезмерной силы или амплитуды движений. У некоторых детей наблюдаются хореиформные движения (мышечные подёргивания). В некоторых случаях, но значительно реже, напротив, двигательная активность значительно снижена по отношению к нормальному уровню.
В наибольшей мере отставание в развитии двигательной сферы проявляются в области психомоторики - произвольных осознанных движений, направленных на достижение определённой цели.
Все задания они выполняют медленнее, чем нормально развивающиеся дети, обнаруживается неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений (например, попеременного сгибания в кулак и распрямления пальцев рук или сгибания большого пальца при одновременном распрямлении остальных пальцев той же руки).
Дефекты координации движений, в которых участвуют группы мышц обеих половин тела, в значительной мере м.б. связаны с отставанием в латерализации функций, т.е. в выделении ведущего полушария мозга. В современных исследованиях было показано, что незавершённость латерализации отмечается у многих младших школьников с ЗПР.
У ребят с ЗПР обнаруживаются затруднения в проведении простых линий, выполнении мелких деталей рисунка, а в дальнейшем - в трудностях овладения письмом.
Всё сказанное говорит о необходимости специальных занятий по развитию моторики этих детей в дошкольном возрасте.
ОСОБЕННОСТИ:
- Гипер - или гиподинамия;
- мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений
(лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств:
силы, ловкости, скорости.