Список учебно-методических работ, изданных

Автором пособия

1. Шухардина, С.Б. Урок трудового обучения в начальной школе: методические рекомендации для студентов / Э.Э. Сенина, С.Б. Шухардина. - Екатеринбург, 2002.

2. Шухардина, С.Б. Методика формирования технологических умений у старших дошкольников / Г.П. Калинина, С.Б. Шухардина. – Екатеринбург, 2002.

3. Шухардина, С.Б. Основы декоративно-прикладного искусства: пособие для студентов / С.Б. Шухардина. - Екатеринбург, 2005.

4. Шухардина, С.Б. Конструирование из бумаги: пособие для студентов / Г.П. Калинина, С.Б. Шухардина. - Екатеринбург, 2006.

5. Шухардина, С.Б. Основы организации уроков электротехники в начальных классах: пособие для студентов / Г.П. Калинина, С.Б. Шухардина. – Екатеринбург, 2006.

6. Шухардина, С.Б. Педагогическая практика по методике преподавания технологии в начальных классах: методические рекомендации / С.Б. Шухардина - Екатеринбург, 2007.

7. Шухардина, С.Б. Методика преподавания технологии в начальных классах: учебное пособие для студентов / С.Б. Шухардина. - Екатеринбург, 2009.

8.

Приложение

Данное приложение поможет студентам подготовиться к педагогической практике по трудовому обучению учащихся начальных классов и разработать конспекты уроков технологии.

Наглядные методы обучения позволяют на доступном уровне формировать у учащихся политехнические знания, технологические и трудовые умения. В Приложении даны основные знаки, которые можно использовать для построения наглядных моделей. На последующих страницах помещены модели алгоритмов, которые автор предлагает использовать в процессе обучения учащихся на уроках технологии. Модели алгоритмов, предлагаемые автором, помогут учащимся создать образ предстоящей деятельности и на практике выполнить все необходимые действия в установленной последовательности.

Организуя труд детей необходимо учитывать их возрастные особенности. У детей младшего школьного возраста активно формируется учебная деятельность, но игровая деятельность все еще привлекает ребенка. Учитывая данное обстоятельство, автор предлагает серию дидактических игр, использование которых поможет учащимся уточнить, расширить и обобщить учебный материал.

Формирование навыков контроля и самоконтроля – одна из важнейших задач трудового обучения учащихся. В Приложении имеются примерные задания для осуществления контроля формирования политехнических знаний и умений.

Учителю необходимо помнить, что необходимый материал к уроку должен выполняться и использоваться на уроке в соответствии требованиям, предъявляемым к наглядным пособиям (См. материалы пособия).

Методика использования материалов Приложения частично освещена в лекциях и дается студентам в ходе практических и лабораторных занятий.

Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине

«Методика преподавания технологии с практикумом»

1. Каким образом осуществлялось трудовое обучение в дореволюционной России?

2. Охарактеризуйте современное состояние трудового обучения и перспективы его развития в общеобразовательных школах.

3. Охарактеризуйте кратко все системы трудового обучения. Какие изменения в производстве предшествовали появлению этих систем?

4. Какие разделы программы составляют базовое содержание образовательной области «Технология» для начальной школы?

5. Какую роль в воспитании и развитии детей играет труд?

6. Назовите основные задачи трудового обучения детей начальных классов.

7. Что является главенствующим звеном в технологии? В чем отличие технологической подготовки учащихся к труду от политехнической?

8. Дайте краткую характеристику частей простейшего производственного процесса.

9. Какие особенности психического развития позволяют начинать систематическое обучение труду в младшем школьном возрасте?

10. Чем обусловлена необходимость использования межпредметных связей на уроках технологии? Перечислите направления, по которым могут осуществляться межпредметные связи на уроках технологии.

11. Охарактеризуйте основные принципы трудового обучения.

12. Какие требования предъявляют к трудовому обучению учащихся начальных классов в процессе реализации принципа доступности в обучении?

13. Дайте краткую характеристику наглядным, словесным и практическим методам трудового обучения.

14. В чем эффективность метода моделирования?

15. Какие типы уроков чаще используются в процессе трудового обучения? Дайте краткую характеристику каждому из них.

16. Какие формы организации труда учащихся может использовать учитель на уроках технологии в начальных классах?

17. Выделите этапы комбинированного урока технологии. Назовите основные требования, предъявляемые к урокам технологии в современном образовании?

18. Назовите основные способы обработки бумаги, которые осваивают на уроках технологии младшие школьники.

19. Назовите инструменты, необходимые для обработки бумаги и основные правила работы с ними.

20. Перечислите основные виды работ с тканью, предусмотренные программой для выполнения мла


1. На 6–12 уроках детям можно предложить серию заданий, способствующих обобщению и сокращению производимых действий.

1. Торопыжка подготовил все необходимые материалы и инструменты к работе. Посмотрите внимательно, правильно ли он подготовил свое рабочее место? (Материалы и инструменты лежат на середине стола). Давайте поможем ему организовать свое рабочее место.

2. На модели я показала, как подготовить рабочее место к работе, но допустила одну ошибку. Кто заметил ее? (В группе «Инструменты» лежит катушка ниток).

3. Фитиль построил модель «Твое рабочее место». Ножницы лежат острием вниз. Почему так нельзя класть ножницы?

4. Выполнение задания по словесному указанию. Учитель обращается к детям: «Я буду говорить, как разложить предметы на рабочем месте. Будьте внимательны, раскладывайте предметы, следуя моим указаниям. Проверьте друг друга, как вы справились с заданием».

5. Учитель обращается к детям: «Расскажите словами, как нужно подготовить рабочее место к занятию, а Маша построит модель, следуя вашим указаниям». По окончании работы учитель оценивает деятельность детей.

Наблюдения показали, что в процессе такой организации деятельности, дети стали более внимательно относиться к организации рабочего места, поправлять тех, кто допускает ошибки или содержит рабочее место в беспорядке. Значительные сдвиги происходят в умении детей рассуждать, доказывать правильность решения трудовой задачи и своего выбора.

Четвертый этап. Сокращение действия. Действие выполняется «про себя». Форма организации деятельности детей – фронтальная, групповая, индивидуальная. На данном этапе большинство детей легко считывают изображения, редко допускают ошибки, но все еще пользуются моделью. Для развития умения можно предложить следующие задания.

Фронтальная форма организации деятельности детей.

1. Подготовьте рабочее место. Сравните с моделью–образцом. Исправьте допущенные ошибки.

2. Подготовьте рабочее место, как указано на модели.

Сохраняйте установленный порядок до конца работы.

Индивидуальная форма организации деятельности детей.

1. Рассмотри внимательно аппликацию. Подумай, какие материалы и инструменты потребуются для изготовления этого изделия. Выбери из набора карточек изображения тех предметов, которые потребуются для работы. Построй модель «Твое рабочее место».

На четвертом этапе завершается работа по формированию умения организовывать рабочее место. Для более эффективной организации трудового воспитания детей можно использовать игровые методы, персонажей из знакомых сказок и книг: Самоделкин, Торопыжка, Карандаш и др. Дети знают этих героев, их привычки и стараются во многом помочь своим друзьям.

Самоделкин – умный, веселый, добрый, всегда придет к другу на помощь, всегда что–то мастерит.

Торопыжка – всегда куда–то спешит, не любит выслушивать инструкции, допускает в работе много ошибок, бросает работу, не закончив ее.

Карандаш – рассудительный, любопытный, любит играть, рисовать.

В результате такой организации обучения дети быстро осваивают и осознают логику развертывания мыслительной деятельности, в то же время учатся рационально осуществлять ее в соответствии с характером трудовой ситуации. Технологическое умение становится все более гибким и легко переносится в другие виды деятельности.

Структура умения организовывать рабочее место усложняется и видоизменяется по мере ознакомления детей с новыми политехническими терминами и понятиями, по мере развития умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы и т.п., по мере освоения и использования приемов построения наглядных моделей «Твое рабочее место» и «Политехнический словарь». Дальнейшее развитие умений по организации рабочего места идет в направлении его бесконечного улучшения и автоматизации.

Окончательно определенная структура умения организовывать рабочее место почти у всех детей складывается лишь в 1–2 классе и состоит из следующих компонентов:

Знания - о назначении инструментов и материалов; о свойствах материалов и функциональных особенностях инструментов; правил техники безопасности, гигиенических правил; о порядке расположения всех необходимых предметов на рабочем место.

Умения и навыки - соблюдение точности отдельных движений в выполнении операции; самостоятельное определение места каждого предмета на рабочем месте; соблюдение порядка до конца работы; уборка рабочего места по окончанию работы.

Систематическое использование модели «Твое рабочее место» формирует культуру труда учащихся и способствует успешному достижению его результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: