Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому, что сейчас называют глубинной психологи­ей. У ее истоков стоял австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд (1856—1939). Начав свои исследования как физиолог и врач-невропа­толог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психи­ке недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое пер­вичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» — это мес­то сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эро­са, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я», б) влечение к смерти, к разрушению — танатоса. «Оно» составля­ет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» — это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основ­ная функция — соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосо­хранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» — внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характери­зуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессоз­нательные влечения, по словам Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыноси­мое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов — вытеснения, ра­ционализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика, как психотерапевта, усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить по­средством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осо­знать их и, значит, освободиться от них.

3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако, уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сек­суальные влечения, по преимуществу, чувство неполноценности и не­обходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо коллектив­ное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности. А.Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бес­сознательным. К.Юнг в своем учении, названном им же аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

Связать природу бессознательного ядра психики человека с со­циальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологически предопределенные бес­сознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопас­ности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салливен), влияния социоэкономической структуры общества (Фромм).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: