Механизмы психологической защиты

Когда у нас имеется ощущение сильных, но прямо противопо­ложных стремлений (мотиваций), мы испытываем внутренний кон­фликт. Психологическая защита — это те механизмы, которые ста­билизируют наше состояние, сохраняют наше представление о самих себе. Таким образом, это такие действия нашего сознания, при которых оно отторгает или изменяет неблагоприятную ин­формацию о себе или о других.

Впервые защитные механизмы были выявлены З.Фрейдом, а изучены и описаны его дочерью А.Фрейд. Опираясь на учение своего отца, Анна Фрейд, в отличие от традиционного психоанали­за, создала проникнутое верой в силу человеческой личности новое теоретическое направление в психологии — "Эго-психологию". А.Фрейд выделяет следующие защитные механизмы: отрицание, вытеснение, проекцию, интроекцию, регрессию, формирование реакции, изоляцию, уничтожение, борьбу "я" с самим собой, обращение и сублимацию.

Остановимся на некоторых психоло­гических механизмах защиты.

Вытеснение — это такой механизм, в результате действия кото­рого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или пе­реживания как бы "изгоняются" из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на поведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т.п.

Замещение связано с переносом действия с недоступного объекта на доступный. Те чувства и действия, которые должны были быть направлены на объект, вызвавший тревогу, переносятся на иной объект. Так, например, агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника. Имеется и другой тип замещения, когда одни чувства заменяются на прямо противопо­ложные (например, безответная любовь может превратиться в ненависть, сексуальная потребность может вылиться в агрессию, насилие). В телерепортажах о футбольных матчах мы часто видим, как нападающий, не попавший в ворота, сильнейшим ударом посылает отскочивший мяч, причем в любом направлении. Таким образом, происходит разрядка накопившейся энергии.

Идентификация - защитный механизм, при котором человек видит в себе другого, переносит на себя мотивы и качества, при­сущие другому лицу. Идентификация имеет и позитивный момент, так как с помощью этого механизма индивид усваивает социальный опыт, овладевает новыми для него свойствами и качествами. Каж­дому из нас как читателю и зрителю знакомо сопереживание ге­рою. Но идентификация осуществляется и по отношению к реаль­ному партнеру по общению, по совместным делам, переживани­ям. В практике воспитания замечено, что в семье сын идентифи­цирует себя с отцом, а дочь — с матерью. В трудовых отношениях молодой специалист находит для себя пример, образец для под­ражания, т.е. определенного человека, на которого он может ори­ентироваться, стремясь овладеть профессиональным мастерством.

Отрицание определяется как процесс устранения, игнориро­вания травмирующих восприятий внешней реальности. В житей­ском смысле данный механизм известен нам как "позиция страу­са", который прячет голову в песок, продолжая оставаться в опас­ной для себя ситуации. Первой реакцией пациента, узнавшего от врача о своем серьезном заболевании, будет следующая: "Не верю, не может быть!" Это и есть основная формула механизма отрица­ния. Ее варианты: "Опасности нет, не вижу!"; "Ничего не слышу, ничего не вижу...".

Проекция — это чаще всего неосознаваемый механизм, посред­ством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личнос­ти, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Собственные жела­ния, чувства и личностные черты, в которых человек не хочет признаваться себе из-за их неприглядности, он переносит (про­ецирует) на другое лицо. Нам известно, что скупой, как правило, видит в других людях, прежде всего, жадность, скаредность, а аг­рессивная личность всех вокруг считает жестокими. На основе дей­ствия данного механизма психологами-практиками разработаны и применяются проективные тесты.

Рационализация — защитный механизм, имеющий своей функ­цией маскировку, сокрытие от сознания самого субъекта истин­ных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного досто­инства, самоуважения. Зачастую данный механизм используется человеком с целью предотвратить переживание вины или стыда. При действии этого механизма происходит блокировка осозна­ния тех мотивов, которые выступают как социально неприемле­мые или неодобряемые. Человек после каких-то действий, поступ­ков, продиктованных неосознаваемыми мотивами, пытается по­нять их и рационально объяснить, приписывая им более прием­лемые, более благородные мотивы. Подобные попытки могут вос­приниматься как оправдание перед другими или перед самим со­бой своей несостоятельности. Переживая психическую травму, человек защищает себя тем, что переоценивает или обесценивает значимость травмирующего фактора в сторону его снижения. Вспом­ним хорошо известную басню Эзопа в переложении И.А.Крылова "Лиса и виноград". Не сумев достать вкусных плодов, Лиса успо­каивает себя тем, что виноград-то зелен.

Реактивные образования. Это очень интересный и знакомый многим из житейской практики механизм. Суть его состоит в транс­формации травмирующего мотива в свою противоположность. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо транс­формируется в отношениях с этим человеком в особую предупре­дительность, подчеркнутую вежливость. И наоборот симпатия, может быть, даже любовное увлечение демонстрируются как не­приязнь, нарочитое игнорирование и даже бестактность. Так, пси­хологически грамотные педагоги и родители в агрессивном пре­следовании мальчиком-подростком своей одноклассницы "про­читывают" чувство влюбленности, расценивают (и это справед­ливо в большинстве случаев, каждый может вспомнить нечто подобное) его как характерный для подростков ритуал ухаживания,

Регрессия — психологический защитный механизм, состоящий в том, что человек в своем поведении при реагировании на весь­ма ответственные ситуации возвращается к ранним, детским ти­пам поведения, которые на той стадии были успешными. Регрес­сия — это возврат личности от высших форм поведения к низшим. Таким образом взрослый человек в сложных условиях стремится избежать внутренней тревоги, потерять чувство самоуважения. Часто регрессию оценивают как негативный для личности механизм (на­пример, инфантильность). Инфантильность (лат. infantilis — младенческий, детский) в психологии понимается как особенность психического склада личности, при которой обнаруживаются чер­ты, свойственные более раннему возрасту, такие, как эмоцио­нальная неустойчивость, незрелость суждений, капризность, подчиняемость, несамостоятельность.

Имеются и другие механизмы психологической защиты чело­века. Они применяются для формирования адекватной самооцен­ки и самосовершенствования личности. Однако не следует думать, что они нужны только специалистам-психотерапевтам, их актив­но используют и педагоги, они неосознанно применяются почти каждым человеком. Знание механизмов психологической защиты поможет нам работать со своим сознанием, понимать их проявле­ния в поведении и сознании других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: