Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей в условиях специального образовательного учреждения требует всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.
При диагностике детей с нарушениями речи должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой патологии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
Сложность диагностики речевых и неречевых расстройств при алалии обусловлена неоднозначностью современного понимания самого феномена изучения – процесса речевого развития.
Развитие речи – становление сложной языковой системы в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных систем и подсистем (П. К. Анохин, И. А. Зимняя, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина).
Структурные компоненты логопедической оценки:
- сами языковые средства, которыми овладел ребенок в процессе социальной коммуникации;
- морфофункциональная возможность ребенка овладеть языковыми средствами.