Лингвистическое исследование речи

Речь насыщена семантикой на всех уровнях. Уже в отдельном звуке присутствуют значащие (различительные) признаки, даю­щие возможность человеческому уху отличать одну фонему от дру­гой. Значением наделены отдельные части слов (корневые и аф­фиксальные морфы). Целые слова имеют лексическое и формаль­но-грамматическое значение, обычно фиксируемое в словарях. До­статочно отчетливо определяется значение предложений, часто сближаемое с логическими суждениями. Наиболее полно и аде­кватно мысли человека смысл выражается в тексте.

В наибольшей степени психологи­ческие проблемы семантики разрабатываются в связи с анализом текста. Дело в том, что содержание текста (даже в его минималь­ном объеме, которое может сводиться к одному слову) составляет реальная действительность, отраженная в сознании человека. На основании указанного обстоятельства текст все более привлекает к себе внимание как объект психологи­ческого анализа.

Начало психологического изучения текста положено в идее внутреннего строения текста. В каждом тексте существует главный предмет описания, воспринятый из действительности. Его описа­ние в тексте принципиально отличается от непосредственного вос­приятия тем, что в восприятии разнообразные признаки предмета даны слитно, а при описании должны быть выделены, а затем объ­единены по грамматическим правилам связи слов в предложениях. Все это должно быть произведено таким образом, чтобы восприни­мающий текст человек мог восстановить то содержание, которое было у автора. Главный предмет описания дается с помощью си­стемы предикатов, они последовательно раскрывают состав при­знаков описываемого предмета. Поскольку признаки предмета не рядоположны, а образуют по их существенности иерархию, то и предикаты выстраиваются в определенном порядке, характери­зуя главные, дополнительные и дополнительные к дополнительным признаки. Важно отметить, что текст описывается на основе объек­тивной характеристики предмета по его признакам. Один признак может описываться в несколькихпредложениях или даже во всем тексте. И наоборот, в одном предложении можно характеризовать несколько признаков.

Таким образом, оказывается, что общий ана­лиз текста строится не на основе языковых данных, а на основе представления - как человек видит и понимает описываемый объ­ект. Этот анализ следует признать, тем самым, психологическим по его сути.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: