Философия древнего востока. 1. Особенности философии древнего востока

1.Особенности философии Древнего Востока

2.Буддизм

3.Периодизация китайской философии

4.Конфуцианство

1.Середина первого тысячелетия до н. э. – тот период, когда философия возникает в Древних цивилизациях в Индии, Китае и Древней Греции. В Индии формируются ортодоксальные и неортодоксальные Ведам учения. Веды (веда – знание) – сборники гимнов в честь богов и описание ритуалов принесли с собой пришедшие в Индию племена ариев. В Ведах были собраны гимны, молитвы, описания жертвоприношений, поэтические образы природы.

Так в гимне «Песнь творения» – представлен космогонический миф: вначале все существующее было бесформенным хаосом, в нем возникло стремление, и прорезался свет, оформилось небо и царство воды. Из небытия вышло бытие, так возник мир. Это мифологическое представление о возникновении мира находится на границе религиозного и философского мировосприятия, т.к. уже поставлен вопрос о происхождении мира, но ответ дан в образной форме.

Каждая Веда дополнилась брахманами, описаниями обрядов и комментариями обрядовых текстов. Около 800 г. до н. э. возникли Упанишады (буквально означает сидеть у ног учителя и внимать ему). Они проникнуты религиозно-философскими размышлениями о брахмане (высшем духовном начале) и атмане (личном духе), внутреннем мире человека, бытии и небытии, смерти и бессмертии.

И в Китае и в Индии философия начинается как комментарий к религиозным текстам. В Китае – «Книга перемен» («И – цзин») состоит из двух частей. Первая часть представляет собой священный текст – канон. В ней приводится описание и графическое изображение универсального закона «И», благодаря которому наше мировоззрение постоянно изменялось, сохраняя свое определенное состояние. Вторая часть – комментарий к канонической части. Основная суть «Книги перемен» сводится к следующему: все и вся находится в постоянных взаимопереходах, взаимоотношениях, переменах, переливах.

Для объяснения изменчивости в мире обычные слова не подходят. Для обозначения текучести мироздания применяется сочетание горизонтальных черт, где непрерывно «Ян», прерывно «Инь». Все вещества носят в себе «Инь» и «Ян», наполнены «ци» – всеобщей универсальной энергией, образуют гармонию. «Ян» символизирует вершину, сухость, свет, солнце, небо. «Инь» темноту, пассивность, низменность, влажность, луну, землю. Инь - Ян - источник происхождения, создания и превращения всех веществ и существ Вселенной. Инь и Ян являются двумя противоположностями, которые присутствуют во всех существах, веществах, феноменах природы. Можно сказать, что они повсюду одинаковые и что между понятиями Инь и Ян существует определенная аналогия. Небо - Ян, земля - Инь; день - Ян, ночь - Инь; мужчина - Ян, женщина - Инь. Эти примеры показывают, что каждое существо Вселенной соответственно может образовать свой характерный признак Инь - Ян. Понятия Инь - Ян являются абстрактными, имеющими материальную основу, общность всех противоположностей, однако одновременно дополняют друг друга.

В философии Китая выделяются пять первоначальных элементов: вода, огонь, дерево, металл, земля. Им соответствует пять действий человека: речь, зрение, слух, мышление, осязание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: