Модуль 1. Объект, предмет, функции и методы соцологии

Тема 2. Предмет, функции и методы социологии.

Основные категории: объект науки, предмет науки, уровни социологии, функции социологии, социальный процесс, социальный факт.

План.

  1. Объект и предмет социологии.
  2. Уровни и функции социологического знания.
  3. Социальный процесс и социальный факт.

1.

Социология занимает особое место в структуре современного обществознания. Она сочетает широкий охват с максимальной приближенностью к конкретным прикладным исследованиям.

Изучению основ знаний любой из наук должно предшествовать ясное представление об объекте и предмете этих знаний.

В общенаучном плане под объектом исследования понимается действительно существующий объект (органической или неорганической природы), достаточно обособленный для его условного выделения из общей картины мироздания и рассмотрения в качестве самостоятельной системы.

Объектом любой науки называют то, что она изучает, т.е. ту реальность, которая попадает в поле зрения данной науки. Объект науки следует отличать от ее предмета, под которым понимается то, под каким углом зрения она рассматривает свой объект, какие закономерности в этой связи она выявляет. Все трактовки объекта и предмета социологии делятся на три большие группы, представляющие разные стратегические подходы к пониманию природы и содержания социологического знания.

1. Объект социологии мыслится как общество в целом, а предмет – как закономерности развития общества в виде целостной общественной системы. Сторонники позиции: Конт, Дж. Маркович, Смелзер, Н. Луман и др.

2. Объект социологии не все общество, а его часть – сфера социальных отношений. Предмет социологии – специфика закономерностей функционирования и развития этих отношений, их воспроизводства и изменений. Противоречивость данной позиции обусловлена сложностью трактовки понятия «социальные отношения»:

· все взаимодействия людей, возникающих в общественной жизни

· отношения между большими группами общества – классами, этносами и т.д.

· только те взаимосвязи людей, которые образуют макросреду жизнедеятельности

· отношения в семейно-бытовой сфере.

В отличие от прочих научных дисциплин, объектом исследования ко­торых является общество (экономика, политология, история, демография и другие), социология должна фокусировать внимание именно на социальных аспектах. Ею должны исследоваться не люди в физиологическом или психологическом смысле, не предметы их деятельности, а нити отношений, их связывающие.

Предмет исследования выражает те характеристики, параметры, свойства объекта, которые являются значимыми для целей данного исследования. Предмет науки – модель изучаемого объекта, созданная научным мышлением, детерминируемая объектом науки и условиями исследования: научными и практическими целями, научными знаниями и методом. Он отражает специфику соответствующей науки. Предмет социологии – это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований.

Предмет социологии составляют:

1.Явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей.

2.Структуры разных форм человеческих общностей.

3.Силы, объединяющие и разрушающие эти общности.

4.Изменения, происходящие в них.

Если обобщить всё это, то предметом социологии является социальное взаимодействие. Оно вечно. Общество возможно только благодаря социальному взаимодействию и динамика его форм.

Социальная общность – ключевое понятие социологии. Это целостность, созданная объединением людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей, независимо от того, сознательно это взаимодействие или нет.

Будучи предметом социологического анализа, социальные общности охватывают все возможные состояния и формы бытия человеческих индивидов. Это формы: семейной организации; - поселений; социально-классовые; социодемографические; этносоциальные; территориальные; социально-профессиональные; государственные; человечество в целом; цивилизация.

Такие взаимодействия людей приводят к образованию устойчивых социальных отношений. Но понятие социальной общности охватывает и те разновидности, которые не имеют жёсткой организации, объединённые общим интересом в длительном или кратковременном пространстве, например: аудитория, массовое движение, зрелище толпа, а также недолговременные групповые образования.

2.

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она. ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практи­ческие проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие. Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге, прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания социальных процессов и закономерностей развития общества, признавался марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В действительности же человечество выработало огромное количество теорий и концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются концепции социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие. Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений, школ, направлений со своих методологических позиций объясняющих специфику развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные основные закономерности развития общества, теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты и социальные процессы. Именно, поэтому-то в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

Социология как наука отличается эффектом целостности её сторон.

Уровни социологического знания (социологического анализа):

1 Уровень общесоциологической теории («общая социология»), дающий абстрактно-обобщённый образ социальной реальности в её целостности, сущности и теории развития. На этом уровне познания фиксируется структура и общие закономерности функционирования и развития социальной реальности.

При этом теоретическим и методологическим базисом социологической теории выступает социальная философия.

2. Средний уровень – законы и закономерности отдельных сфер общественного развития. Специальные социологические теории. Они дают описание и анализ социальных особенностей. В зависимости от своеобразия своих объектов исследования частные теории оказываются представленными двумя относительными классами частных теорий – специальными и отраслевыми теориями. Частных социологических теорий сегодня насчитывается свыше 120. Многие из них были признаны мировым социологическим сообществом и сейчас активно «пересаживаются» с западной на российскую почву. В нашей научной литературе они получают новое содержание и приобретают исключительно динамическое развитие.

Специальные теории исследуют сущность, структуру, общие закономерности функционирования и развития. Объектов (процессов, особенностей, институтов) собственно социальной сферы. Таковыми в социологии пол, возраста, этничности, семьи, города, образования и т.д. Каждая из них, исследуя особый класс явлений, прежде всего, выступает как общая теория класса этих явлений.

Отраслевые теории тщательно исследуют социальные аспекты классов и явлений, принадлежащих к другим сферам общественной жизни – экономической, политической или культурной. Таковы социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т.д. В отличие от специальных теорий отраслевые исследуют только социальные аспекты проявлений групп.

Но при всём разнообразии этих двух классов теорий они обладают функциональной спецификой, предопределяющей их объединение в «единый «, «частный» уровень предметного типа исследования: в рамках каждой из этих теорий происходит:

1) становление и отработка адекватного для данного объекта исследования понятийного аппарата;

2) соответствующая операционализация абстрактных понятий общей социологии, что только и делает их доступными для количественных измерений и качественной проверки;

3) адаптация общих методов и процедур к специфике данных объектов исследования.

В нашей стране развитие отраслевых социологий более перспективно, чем

теоретической. Хотя понятно, что их нельзя противопоставлять друг другу.

3. Эмпирический уровень (или социография) - это фактическое знание. Оно является лишь исходной формой научного знания. Факты – лишь сырьё, его простейшая форма знания, необходимый, но явно промежуточный элементе в движении знания.

Кроме фактов к эмпирическому уровню относятся: эмпирические законы, операции и формы обобщения и выражения фактов (описания, измерения, расчёты).

Задача конкретного социологического исследования – описание и анализ

социально единичного во всей конкретности его существования. Непосредственный теоретический и методологический базис – соответствующие частные социологические теории.

Как конкретное, так и общесоциологическое исследования всегда представляют собой сплав теоретического и эмпирического с тем лишь различием, что в рамках конкретного социологического исследования преобладает эмпирическое, а в рамках общей теории - теоретическое знание. Извечный дисбаланс между теорией и практикой возрастает.

Во второй трети ХIХ века сформировалась «двухуровневая модель» структуры

социологии, представленная теоретическим и эмпирическим уровнями, или так называемой микро- и макросоциологией.

Макросоциология или теоретическая социология («большая теория») специализировались на исследовании больших социальных общностей. Она изучает модели поведения, позволяющие понять конкретное общество в целом. Эти модели включают в себя такие общественные институты, как политический и экономический строй, семья, религия и т.д.

Микросоциология (эмпирическая социология) занималась исследованием преимущественно малых групп, т.е. человека в его ближайшем окружении.

Микросоциология интересуется повседневным взаимодействием людей. В центре её внимания – личности со своими поступками, мотивами и знаниями, определяющими их взаимодействие.

Уже к середине XIX века обнаружились трудности во внутридисциплинарной стыковке этих двух областей социологического знания и на этой основе их центробежная эволюция: макросоциологии – к социальной философии, а микросоциологии – к социальной психологии.

Сегодня заметно усилилось внимание теоретиков к изменениям самой

социологии, т.е. развитию метасоциологии.Социолог изучает человека в обществе. Специалист по методологии изучает социолога за работой

Метасоциология – это наука о закономерностях, формах и средствах социологического познания. Она исследует: наши знания об объекте, предмете и структуре социологии; её теоретические парадигмы и методы исследования; критерии научности; условия и пути формирования социологического знания; присущий ему категориальный аппарат; место социологии в системе социальных наук; процессы её институционализации; её научный статус и т.д.

3.

Субъективизм в общественных науках означает, однако, часто ту точку зрения, что общественные науки отличны от естественных наук, потому что объект изучения общественных наук включает в себя людей, а человеческое мышление и пове­дение не подчиняется никаким законам природы. Человек — существо, обладающее намерениями, и он может изменять свое поведение. Если мы, например, откроем закон человече­ского поведения, то люди смогут изменить свое поведение как раз на основе знания этого закона, при этом закон окажется недействительным. Поэтому общественные науки никогда не могут достичь объективности в том понимании, в каком это го­ворится о естественных науках.

Эта точка зрения, которую иногда называют неокантиан­ством, противоположна, например, социальному бихевиоризму и социальной биологии, которые утверждают, что и человече­ское поведение тоже наверняка подчинено определенным зако­нам. Она противоречит также функционалистской и структу­ралистской традициям, которые полагают, что, хотя человек действует целенаправленно, но и целенаправленность обуслов­лена какими-то причинами, и каузальность здесь в принципе поддается объяснению. Поэтому вовсе нет принципиальной разницы между естественными и общественными науками.

Социальный процесс характеризует связь социального пространства и времени.

Под процессом понимается любой вид движения, смены состояний какого-либо объекта или явления. Это поток событий, модификаций, трансфор­маций, социокультурных изменений. Это также последовательность социальных событий. Без процесса, приводящего к тем или иным изменениям, социальная система существовать не мо­жет. Изменения - результат различных процессов, происходящих в течение определенного времени.

Процессы происходят на различных уровнях социальной системы. Объектом наблюдения может быть отдельный индивид, социальная группа, организация, общество, все человеческое сообщество.

Наряду с реально протекающими процессами и происходящими изменениями, в человечес­ком сознании происходят процессы осмысления, оценки, переоценки и интерпретации собы­тий. При этом точек зрения на одно и то же событие может быть бесконечное множество, от частично совпадающих до прямо противоположных. Кроме того, человеческому сознанию свойственно постоянно переоценивать (перетолковывать) случившееся и давать прошедшим событиям новые толкования. Таким образом происходит «конструирование» в сознании людей новой социальной реальности.

Социальные процессы – это

1.Явления и взаимодействия людей друг с другом.

2.Явления, происходящие в организации и структуре групп, изменяющие отношения между людьми.

3.Отношения между основными элементами общности.

Развитие социального процесса происходит в обозначенное время и в соответствующем пространстве. Например, социальная мобильность развивается в следующих формах: движение народов, миграция, горизонтальная и вертикальная мобильность и пр. и имеет такие признаки развития как необратимость, направленность и закономерность.

Ничто не может остановить переход людей из одной социальной группы в другую (вертикальная мобильность), ибо это вызывается потребностями общества.

Как только создаются необходимые условия, социальный процесс начинает себя проявлять и действовать. Волевые действия его не остановят, пока не изменятся социальные условия.

Социальные процессы различаются скоростью протекания, а значит и требуемой частотой измерения:

1. Экспресс-процессы (например, измерение реакции населения на ход предвыборной кампании.) Такое замеряется 3-4 раза в месяц.

2. Процессы средней длительности, например, рост цен, состояние

потребительского рынка, динамика уровня жизни или доверия к политическим силам. Такое замеряется раз в 1-2 месяца.

3. Медленные процессы – это социокультурные процессы, изменение мировоззрения и пр. Их достаточно контролировать 1-2 раза в год.

Процессы в своем развитии могут приобретать следующие формы: направленные и ненаправленные, обратимые и необратимые, восходящие и нисходя­щие, линейные, ступенчатые, циклические, спиралевидные и др.

Рассмотрим перечисленные виды процессов.

Направленные процессы предполагают определенную цель или тенденцию в своем дви­жении. Они в определенной степени являются предсказуемыми или явными. Например, процесс создания единого европейского сообщества, процесс глобализации, процесс реформирова­ния экономики, бракоразводный процесс.

Ненаправленные процессы носят случайный, хаотичный и непредсказуемый характер. Например, процессы возбуждения, охватывающие толпу, процессы мобилизации в социальных движениях, эмоциональные семейные конфликты.

Обратимые процессы - это процессы, которые приводят систему к определенному роду изменениям (даже радикальным), но потом происходит возврат к прежнему состоянию. Например, Французская революция 1789 г. свергла монархический режим и провозгласила Францию рес­публикой. Но в 1815 г. (после окончательного поражения войск Наполеона) династия Бурбо­нов была восстановлена. Произошел возврат к монархии. В 1861 г. в России было отменено крепостное право и крестьяне стали свободными гражданами. Но коллективизация крестьян­ских хозяйств в СССР (1929-1932 гг.) по сути снова сделала их крепостными.

Необходимо учитывать, что возврат к прежнему состоянию не означает, что система воз­вращается к своей полной идентичности. Восстанавливаются только основные структурные элементы, а многие частные аспекты изменяются безвозвратно.

Необратимые процессы отражают тот факт, что происходящие изменения нельзя повер­нуть вспять. Например, процесс старения человека, распад Советского Союза, процесс урбанизации населения.

Восходящие процессы предполагают развитие системы. Если это развитие существенное,
его отождествляют с прогрессом. Эволюционные теории характеризуют развитие социума на протяжении последних десяти тысяч лет как восходящий прогрессивный процесс.

Нисходящие процессы приводят систему к негативным дисфункциональным изменениям - регрессу.

Линейные процессы - это постепенные, непрерывные восходящие или нисходящие изме­нения в системе.

Ступенчатые процессы предполагают постепенное наращивание количественного по­тенциала изменений, который в определенный момент приводит к качественному скачку или прорыву. Например, в СССР многие десятилетия накапливались противоречия, которые трансформировались в перестройку и демократизацию общества.

Циклические процессы - это периодическое повторение определенных фаз развития сис­темы. Например, процесс экономического роста сменяется спадом, за которым следует оче­редное оздоровление экономики; выборы и перевыборы президента и других органов власти также представляют собой циклические процессы. Такие процессы можно рассматривать как круговые или замкнутые.

Спиралевидные процессы представляют собой восходящее или нисходящее циклическое движение: изменения, проделав круг, возвращают систему в исходное состояние, но уже на ка­чественно ином уровне. Примером может быть последовательное продвижение школьника из класса в класс или студента с курса на курс.

В реальности в социуме все перечисленные и иные формы социальных процессов могут

чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно; могут накладываться друг на друга или противоречить (противостоять) друг другу; могут охватывать основные элементы системы (доминировать) или проявляться в многочисленных ее фрагментах. При этом, как правило, одни процессы выступают в качестве предпосылок социальных изменений, другие ос(таются нейтральными к этим изменениям, третьи способствуют воспроизведению (сохранению), а не трансформации системы.

По Дюркгейму, социология должна изучать социальные факты. Они объективны, существуют независимо от индивида (имеют принудительный характер). Знание конкретного содержания социальных фактов дает возможность регулировать общественное поведение людей. Виды социальных фактов:

  1. Морфологические – то, что составляет «материальный субстрат» общества – характер поселений, наличие дорог между ними, интенсивность общения людей, плотность населения, его демографический состав.
  2. Духовные – состоит из традиций, обычаев, обрядов, правил поведения людей, их морали, религиозных и иных «коллективных представлений».

Социальные факты составляют систему социальной реальности, взаимодействуют друг с другом. Их связи могут быть органическими (взаимодополняющими и взаимоусиливающими) и механистическими. На основе первого типа образуется «общественная солидарность» - основа наилучшего общественного устройства.

В «правилах социологического метода» Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

  1. Факты надо рассматривать как вещи:
    • Они внешние для индивидов
    • Они могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны
    • Отношения причинности между фактами помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
  2. Систематически отмежевываться от всех врожденных идей

· Социология должна, прежде всего, порвать свои связи с идеологическими и личностными пристрастиями

· Освободиться от предрассудков индивидов в отношении социальных фактов

  1. Признание примата первенства целого над составляющими ее частями.
  • Источник социальных фактов – в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов
  • Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Социальный факт порожден совместными действиями индивидов. Синтез действий разных индивидов происходит вне сознания, а потому закрепляется в виде образцов поведения, способов действий, ценностей и т.д., которые существуют объективно. Признание объективной реальности социальных фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

. Эмиль Дюркгейм в «Методических правилах социологии» дал прототипы «социологических объяснений», полагая, что «социальные факты» (т.е. коллективный «рисунок общества») должны объясняться исключительно в причинной связи с другими социальными фактами или сообразно вкладу явлений в существование общества. В своём исследовании проблемы самоубийства он предположил, что различия в частоте самоубийств могут быть объяснены, в частности, степенью социальной сплочённости представителей различных религий: Для обоснования вывода нужен отбор тех или иных социальных фактов. Задача социолога – не только в том, чтобы обнаружить социальный факт, но и понять, в какой социальной реальности он существует.

Общество требует стабильности. Общественная жизнь основана на шаблоне. Социология изучает повторяющиеся в обществе процессы. Само предвидение опирается на стабильность, а стабильность – продукт шаблона.

Контрольные вопросы.

1. Что изучает социология?

2. В чём различия предмета изучения социологии и психологии?

3. Чем социальные процессы отличаются от природных?

4. В чём специфика социальных фактов?

5. Что включает в себя программа социологического исследования?

6. Каковы основные методы социологического исследования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: