Оригинал сверстан и отпечатан в УО «Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины».
Подписано в печать 2003 г. Формат 60х84 1/16
Бумага писчая. Усл. печ. л. 4.8 Уч.-изд. л. 4,0
Тираж 100. заказ №.
210602, г. Витебск. 1-я Доватора, 7/11.
Отпечатано на ризографе ВГАВМ. Лицензия ЛП №362 от 11.08.1999 г.
СТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
Название этология происходит от греческого слова «этос» – привычка, обычай, характер, поведение.
Поведение является сложной биологической функцией организма, обеспечивающей его связь с окружающей средой и взаимоотношения с другими животными. Особенностями поведения животных, их повадками люди по разным причинам интересовались еще с древних времен. В современных условиях совершенно очевидна необходимость и целесообразность детального изучения разных форм поведения животных с целью использования их для удовлетворения нужд человека.
Изучение этологии позволит зооинженерам и врачам ветеринарной медицины выводить популяции животных с новыми хозяйственно полезными качествами, создавать им необходимые, адекватные условия содержания, обеспечивать их высокую сохранность и продуктивность. В условиях промышленного ведения животноводства, когда на ограниченных площадях сконцентрировано большое поголовье скота, когда сама технология предусматривает частые перегруппировки животных, изучение их поведения приобретает особенно большое практическое значение. Несоблюдение установленного режима дня, смена обслуживающего персонала, механизация многих производственных процессов и т.д. – все это отрицательно отражается на физиологическом состоянии животных и их продуктивности. Поэтому для промышленного животноводства следует отбирать животных сильного уравновешенного подвижного типа высшей нервной деятельности.
Общая этология изучает основы жизненных проявлений и влияние на них многообразных внешних и внутренних факторов. Частная этология исследует особенности поведения живых организмов, ориентацию в пространстве, территориальные и социальные отношения особей, особенности поведения животных при размножении, заботе о потомстве, приеме корма и т.д.
Этология имеет тесную связь с такими дисциплинами как физиология, зоология, генетика. Выясняя закономерности формирования и проявления различных форм поведения животных, нельзя не учитывать уровень их эволюционного развития, условий внешней среды, роли нервной системы, естественного и особенно искусственного отбора. В генетической науке создано даже целое направление – генетика поведения.
Одним из родоначальников этологии можно считать Ч.Дарвина (1809-1882), опубликовавшего труд «Выражение эмоций у животных и человека». Позднее в науке о поведении получило направление бихевиоризма (англ. «behavior» – поведение). Его основоположник американский психолог Э.Торидайк (1874-1949) изучал особенности поведения цыплят, кошек, собак, обезьян. Проводились интересные исследования по изучению скорости перемещения животных в разных, даже лабиринтных условиях и длительности сохранения этих навыков. Э.Торидайк уделял большое внимание связи “стимул – поведение”, не учитывая при этом роль центральной нервной системы.
Опознание полового партнера по окраске и морфологической структуре
Взаимоотношения родителей и потомков
А.
Запечатление (инпринтинг)
А.
Особенности внутривидового общения
Б.
Самка принимает чужое потомство вскоре после рождения
Б.
Самки различают свое и чужое потомство
В.
Выводковый тип развития
В.
Потребность потомства в длительной родительской опеке
Реакция на человека
А.
Бегство на небольшое расстояние
А.
Большая осторожность
Б.
Слабая реакция на человека
Б.
Пугливость
Другие признаки поведения
А.
Универсальность пищевого поведения
А.
Специализация пищевого поведения
Б.
Адаптация к широкому диапазону условий среды
Б.
Потребность в особой среде
В.
Ограниченная подвижность
В.
Высокая подвижность
Таксисы - наиболее простая форма поведения, обеспечивающая ориентацию и движение организма к некоторым факторам внешней среды (свету, темноте).
Видом активного поведения является рефлекс, вначале как безусловнорефлекторная реакция организма на действие раздражителя. В процессе жизни и в тех случаях, когда за условным раздражителем (свет, звонок и пр.) следует действие безусловного положительного (корм) или отрицательного (удар) раздражителя у животных вырабатывается соответствующая условнорефлекторная реакция, которой они пользуются в своей дальнейшей жизни.
Инстинкт является более высокой врожденной, также наследственной реакцией, направленной на сохранение и развитие организма в условиях его среды. В процессе жизни и обучения инстинктивные реакции обрастают рядом условных рефлексов, образуя биологический комплекс, обеспечивающий выполнение сложных поведенческих реакций в разных условиях внешней среды.
Обучение основано на жизненном опыте, который позволяет животному в дальнейшем использовать его в своей жизнедеятельности. Существуют различные формы обучения. Одной из них является запечатление (импринтинг). Объектом запечатления могут быть разные как положительные, так и отрицательные предметы, звуки, расцветки и другие явления. Действие этих предметов и явлений очень быстро запоминается животным и долго хранится в его памяти, что позволяет ему адекватно реагировать при повторных встречах с аналогичным объектом или явлением.
Мышление - высшая форма поведения, характерная для деятельности человека. Однако надо признать, что элементы рассудочной, целесообразной, сложной деятельности отмечаются и у животных при решении сложных жизненных ситуаций.
На протяжении многих лет умы психологов, этологов и физиологов занимает вопрос: «Способны ли животные к психической деятельности?». И мнения различных исследователей по этому вопросу крайне противоречивы, иногда и совершенно полярны. Ранее считали, что только человек способен создавать и использовать орудия для удовлетворения своей цели. Однако теперь известно, что этой способностью обладают и многие виды животных. Вместе с тем некоторые способности, свойственные людям, обнаружить у животных очень трудно, и одной из таких способностей является язык, как уникальное свойство человека. Так это или не так? По этому поводу существует много взглядов, гипотез, но при всем при этом нельзя сразу отрицать возможность существования языка у животных. Язык осваивается ребенком в течение определенного периода его развития, а ведь то же самое происходит и у некоторых птиц, обучающихся песне своего вида. С помощью языка люди передают информацию о происходящем и во времени, и в пространстве. А некоторые сигналы тревоги у животных разве не обладают этими же свойствами? И все же, когда мы говорим о существовании языка у животных, необходимо соблюдать большую осторожность и не впадать в непреодолимые предубеждения. Язык – это средство коммуникации. Еще Дарвин понимал, что между выражениями лица человека и мимическими реакциями животных существует много общего. В общении животных можно обнаружить ряд особенностей, характерных для языкового общения человека. Например, сигналы, используемые в языке человека, весьма произвольны и они не характеризуют особенности окружающего мира, т.е. они абстрактны. Такое абстрактное поведение имеет место и в коммуникативных отношениях, например, медоносных пчел. Танец пчелы несет информацию о направлении полета, расстоянии, где находится пища. Конечно, язык человека отличается от языка животных своей абстрактностью и богатством. Поэтому язык нельзя определить как нечто присущее только человеку, поскольку коммуникация животных характеризуется многими чертами, напоминающими язык. Человекообразные обезьяны не могут научиться говорить, но они способны научиться общению с человеком при помощи знаков, символизирующих слово.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: