Логопедия – это наука о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической, конкретнее, речевой деятельности человека.
Логопедия базируется на неврологии и психологии, педагогике.
Причины речевых нарушений.
Среди причин, вызывающих нарушения речи различают биологические и социальные факторы риска.
Основные виды речевых нарушений:
- афония, дисфония – отсутствие или нарушение речи;
- дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
- брадилалия – патологически замедленный темп речи;
- тахилалия – патологически ускоренный темп речи;
- заикание – нарушение темпоритмической организации речи, обусловленные судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
|
|
- Ринолалия –нарушение тембра голоса и звукопроизносительной стороны, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Нарушения голоса:
- дисфония – частичное отсутствие голоса.
- афония – полное отсутствие голоса.
По причинам возникновения нарушения голоса подразделяются:
- органические – в результате хронических воспалительных процессов голосового аппарата или его анатомических изменений.
- функциональные – голосовое переутомление, различные инфекционные заболевания, психотравмирующие ситуации.
Нарушения голоса могут быть и у взрослых, и у детей.
Возрастные изменения голоса у подростков связаны с эндокринной перестройкой в период полового созревания.
Нарушение компонентов речи:
- Фонетико-фонематическое недозревание речи;
- Общее недоразвитие речи:
- ФФН – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
- ОНР – нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связаная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Логопедическая помощь детям дошкольного и школьного возраста в системе образования осуществляется в специальных учреждениях:
- Ясли-сад для детей с нарушениями речи;
- Логопедический детский сад;
- Группы для детей с нарушениями речи при детских садах общего типа;
- Учебно-воспитательные комплексы(УВК) для детей с нарушениями речи;
- Школа для детей с нарушениями речи;
- Логопедические пункты при общеобразовательных школах;
- Группы для детей с нарушениями речи при детских домах общего типа;
- Коррекционно-развивающие центры.