Нетрадиционные методы и формы коррекционно-логопедической работы с дошкольниками

В последние годы наметилась тенденция оказания ранней логопедической помощи детям с неврологическими нарушениями – минимальной мозговой дисфункцией, перинатальной энцефалопатией, синдромами двигательных нарушений, гипервозбудимостью и др.

Нарушения нервно-психической сферы представляют интегративное выражение расстройств биологического и социального созревания. В дальнейшем у детей с показателями дизонтогенеза наблюдаются отставания в психофизическом и речевом развитии. Поэтому ранняя диагностика и коррекционная логопедическая работа - один из важнейших факторов успешной адаптации ребенка с особыми потребностями. В связи с этим созданы и внедрены в практику системы раннего выявления и коррекции отклонений в сенсомоторном, речевом развитии детей.

Логопеды проводят обследование новорожденных детей уже в родильных домах. Основная цель данного обследования заключается в выявлении детей группы риска. Задержка в речевом развитии определяется с первых недель и месяцев жизни. У новорожденных в этом возрасте может отмечаться целый ряд патологических изменений в двигательной сфере (нарушения зрительно-моторной координации, общего мышечного тонуса и манипуляторной деятельности), строении и функционировании артикуляционного аппарата (неправильная форма твердого неба, недоразвитие нижней челюсти, массивный язык, укороченная подъязычная связка, нарушение мышечного тонуса мимической мускулатуры и мышц языка, губ), состоянии голоса (монотонный, истощаемый, лишенный интонационной выразительности), состоянии дыхания (неглубокое, аритмичное), эмоциональной сфере (затруднение в установлении эмоционального контакта, позднее появление первых положительных эмоций, отсутствие интереса к окружающему и потребностей в общении со взрослыми).

Рядом авторов (Е.Ф. Архипова, Н.Я. Анашкин, Ю. А Разенкова, О.Г. Приходько и др.) предложена и апробирована система логопедического воздействия на ребенка в доречевой период. Данная система включает в себя следующие основные направления коррекционно-педагогической работы:

-- развитие эмоциональных реакций;

-- развитие зрительного и слухового восприятия;

-- развитие движений руки и действий с предметами;

-- формирование подготовительных этапов развития понимания речи;

-- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством дифференцированного и точечного массажа, артикуляционной гимнастики;

-- развитие подготовительных этапов формирования активной речи.

Эти направления видоизменяются в зависимости от возраста ребенка, уровня его развития и возможностей.

Система коррекционно-педагогической работы с детьми группы риска предусматривает раннее начало логопедического воздействия (с первых недель и месяцев жизни) и активное участие в ней персонала детских медицинских и образовательных учреждений, а также родителей ребенка. Основным видом занятий с ребенком раннего возраста является эмоциональное общение со взрослым и эмоционально окрашенная игра, в которой на начальных этапах он занимает пассивную позицию, а на последующих этапах – более активную.

Своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений дают исключительную возможность сгладить и в ряде случаев устранить уже в младшем и среднем дошкольном возрасте имеющиеся недостатки речевого развития в ходе проведения игр и упражнений по развитию речевой деятельности, которые проводят воспитатели совместно с логопедом, и тем самым обеспечить полноценное психофизическое развитие ребенка в старшем дошкольном возрасте.

На современном этапе в специальном образовании усилился интерес к использованию искусства в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В процессе общения с искусством ребенок становиться по своему психологическому состоянию качественно другим: успокоенным, духовно обновленным; отмечаются положительные изменения в эмоциональной и познавательной сферах.

Коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности искусства предоставляют ребенку практически неограниченные возможности для самовыражения и самореализации. Недостатки личностного, речевого, познавательного развития могут быть устранены или смягчены средствами арттерапии.

Арттерапия: арт – «художественное», искусство; терапия – направление медицины, лечебное воздействие.

Основные функции арттерапии:

-- катарсистическая -- очищающая, освобождающая от негативных состояний;

-- регулятивная -- снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов;

-- коммуникативно-рефлексивная – обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки.

Психокоррекционную работу средствами арттерапии с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в ДОУ проводит психолог совместно с логопедом, воспитателями и родителями. Направления арттерапии многообразны.

Изотерапия – психокоррекционное воздействие средствами изобразительного искусства: рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство и т.д.

Библиотерапия – психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы.

Имаготерапия – психокоррекционное воздействие через образ, театрализацию. Имаготерапия с дошкольниками логопедических групп чаще всего проводиться в форме куклотерапии или сказкотерапии.

Куклотерапия – разыгрывание в лицах историй, связанных с проблемной ситуацией конкретного ребенка, на основе использования его любимого персонажа или куклы.

Сказкотерапия -- дети становятся режиссерами, они помогают составлять сценарий, в который может входить содержание одной сказки или нескольких сказок; выбирают себе роли; создают новые ситуации, где бы герой исправился, зло было наказано и т.д. Сказкотерапия способствует развитию творческого мышления, совершенствованию всех сторон речи ребенка, развитию фантазии, воображения, способности к глубокому образному мышлению.

Музыкотерапия – психокоррекционное воздействие через восприятие музыки. Занятия по музыкотерапии, вокалотерапии, кинезтерапии и т.д. проводит психолог совместно с музыкальным руководителем в музыкальном зале (их продолжительность 20-25 минут, наполняемость группы 10-12 детей). Цели стимуляции музыкой могут быть различными:

-- снять или уменьшить произвольный контроль за речью;

-- повысить общую активность, в том числе поднять эмоциональный и мышечный тонус;

-- вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения посредством подражания поющим детям и взрослым и т.д.

Вокалотерапия – психокоррекционное воздействие пением для стабилизации психоэмоциональных состояний.

Кинезтерапия основана на связи музыки и движения, включает в себя танцетерапию, хореотерапию, коррекционную ритмику, психогимнастику. Танцетерапия снимает эмоциональные зажимы, эффективна для создания лечебно-охранительного режима, обеспечивает коррекцию моторной сферы.

Таким образом, в процессе коррекционно-развивающей работы, включающей новые приемы и методы, традиционные и нетрадиционные формы обучения, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах.

Известно, что правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика. Помимо использования общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики появились новые нетрадиционные формы ее проведения:

-- биоэнергопластика (соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук, которые имитируют движения челюсти и языка);

-- театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика языка и пальцев или языка и кистей рук; упражнения могут объединяться несложным сюжетом, который придумывают взрослые или дети);

-- коартикуляция (сочетание движений языка и губ);

-- комплексные разминки (дыхательно-координационные упражнения, сочетанные артикуляционные и пальчиковые упражнения, обеспечивающие комплексное воздействие на ребенка);

-- путешествия Веселого Язычка (комплексы игровых артикуляционных упражнений, связанные лексической темой; например, тема «Транспорт»: “машина въезжает в туннель”(губы вытянуты, рот приоткрыт), “машина едет по ровной дороге”(широкий язык лежит на нижней губе), “машина съезжает с горочки”(кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята),”машина поворачивает направо, затем налево”(высунутый язык двигается влево - вправо), “машина буксует”(произносятся звукосочетания: дж-дж-дж) и т.д.;

- «Веселые полянки» (комплексы упражнений для развития движений речевого аппарата, сопровождаемые стихами, сказками, рассказами).

Выполнение артикуляционных упражнений, связанных с определенными игровыми образами, не утомляет детей, вызывает у них интерес, стабилизируе

т внимание. В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребенка. Если совместные движения рук, кистей рук, пальцев и артикуляционного аппарата пластичны, раскрепощены и свободны, то они способствуют улучшению мозгового кровообращения и помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

Учитывая, что в настоящее время резко возрос процент детей с речевой патологией, обусловленной нарушением иннервации органов артикуляции, существенную помощь в коррекции дизартрии, заикания, ринолалии оказывает логопедический массаж. Помимо классического, зондового массажа широко применяется в логопедической практике точечный иаппаратный массаж.

Точечный массаж, дошедший до наших дней из глубокой древности, с честью выдержал проверку временем, доказав свою эффективность. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при проведении иглоукалывания, с той лишь разницей, что на биологически активные точки (БАТ) воздействуют пальцем или кистью. Всего таких точек описано около 700, но наиболее часто используют около 150. Массаж БАТ является хорошим дополнением к логопедическим занятиям и медикаментозному воздействию. Установлено, что воздействие на определенную точку стимулирует или успокаивает нервную систему, усиливает кровоснабжение, снижает нервное и мышечное напряжение, лечит и предупреждает различные заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и механических приборов. Он позволяет нормализовать мышечный тонус лица, шеи, пальцев и кистей рук.

В свете современных тенденций изучения взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности актуальной становится проблема использования разнообразных развивающих упражнений, игр по совершенствованию мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями.

Помимо традиционной пальчиковой гимнастики в логопедической практике широко используются модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками:

-- упражнения с грецкими орехами, каменными и металлическими шарами, шестигранными карандашами (перекатывание их между ладонями…);

-- игры с текстильной резинкой (растягивание резинового колечка пальцами), поролоновыми и резиновыми мячами (сжимание их между ладонями, поочередное сжимание пальцами…);

-- «пальчиковый бассейн» (поиск мелких игрушек в емкости, наполненной горохом, фасолью);

-- «разноцветные прищепки» (механическое сдавливание подушечек прищепками…);

-- различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев.

Широкое распространение получили игры ребенка с песком, водой, тестом, глиной (ручная терапия), которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильно-кинестетической чувствительности, высших психических функций. Они стабилизируют эмоциональное состояние, и самое главное, ребенок получает первый опыт рефлексии, учиться понимать себя и других. Ему в этом мире комфортно, все понятно и близко, есть простор для фантазии и самоутверждения.

Итак, современный этап реформирования дошкольного образования предполагает реализацию развивающих задач в обучении и воспитании детей с нарушениями речи, новое содержание коррекционно-педагогического процесса. Естественно, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу, эрудированному, грамотному, осознавшему смысл происходящих перемен, значимость своей социальной миссии, овладевшему новыми методами и формами работы с детьми дошкольного возраста.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы общие тенденции модернизации дошкольного образования?

2. Определите основные приоритеты современного дошкольного образования.

3. Раскройте основные принципы коррекционно-развивающего обучения.

4. Какие требования предъявляются к организации, проведению, содержанию логопедических занятий на современном этапе развития специального дошкольного образования?

5. В чем особенности и значение личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка?

6. Раскройте новые подходы к организации коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

7. Чем вызвана необходимость ранней диагностики и коррекционно-логопедической работы с детьми первого года жизни?

8. Расскажите о новых технологиях, моделях, нетрадиционных методах и приемах, используемых в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

9. Какова роль арттерапии в коррекционной педагогике?

10. Перечислите нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.

11. Назовите основные виды массажа, применяемого в логопедической практике.

12. Какие упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики применяются в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: